Коперник, Николай
Николай Коперник, Cop(p)ernic, Cop(p)ernicus (1473, Торунь — 1543, Фрауенбург) — функционер прусской католической церкви, гуманист: астроном—теоретик, предполагаемый автор современной гелиоцентрической теории планетного устройства. Скорее всего являлся подставным лицом, либо это имя обозначало собою группу новаторов в области астрономии, скрывавшихся от преследования мракобесов
- «Коперник имел другую теорию, так как он решил, что все изменения империй были связаны с расположением по отношению к центру небольшого эксцентрического круга и его движением, как писали его ученики. Более того, этот небольшой круг не влияет на Солнце, которое он представлял неподвижным, но его силе подвержена Земля, которую он представлял в движении» Ж. Боден, 1572
Содержание
Официальная современная биография
По данным польских историков XIX века, Николай Коперник родился 2 февраля 1473 года в борусском (прусском) городе Торне (сейчас польский город Торунь). По астрологическим вычислениям М. Мэстлина, учителя Галилея и Кеплера, Коперник родился 19 февраля 1473 года в 4 часа 48 минут пополудни — эту дату, за вычетом часов и минут, повторяют современные научные источники. Расчитанный Мэстлиным гороскоп Николая Коперника таков:
- Солнце — 11°Рыб
- Луна — 7°Стрельца
- Меркурий — 0°Овна
- Венера — 7°Овна
- Марс — 22°Водолея
- Юпитер — 4°Стрельца
- Сатурн — 21°Близнецов
Отец Николая Коперника, тоже Николай Коперник, был либо крестьянином, либо купцом, либо же булочником, либо пивоваром, либо врачом, и приехал в Торунь из Кракова примерно в 1460 году — в Торуни он стал уважаемым человеком и много лет исполнял должность выборного городского судьи. Ещё он носил почётное звание «брата терциария» доминиканского ордена, то есть — был мирским помощником этих монахов.
Точно неизвестно, что означает его фамилия, но историки предполагают, что дальние предки Коперников торговали медью (лат. cuprum, cyprum; нем. Kupfer — медь), либо же она происходит от названия одноимённых деревенек в Силезии, получивших своё название от произраставшего в окрестностях укропа («укроп», по-польски,— koper), но точное местоположение которых неизвестно. Впервые эту фамилию польские историки обнаружили в краковских документах, относимых ими к 1367 году — позднее она принадлежала ремесленникам разных профессий, среди них присутствуют — сторож, банщик, оружейник, каменотёс и медник.
В Торуни Николай Коперник—Старший женился на местной патрицианке, дочери председателя суда, Варваре Ватзенроде (или Ватцельроде). Считается, что бракосочетание состоялось до 1463 года и в семье родилось четверо детей,— по старшинству: Андрей, Варвара, Екатерина и Николай.
В Польше до сих пор указывают дом, в котором родился Николай Коперник—Младший, — в конце XVIII века это здание стало объектом паломничества поляков, кирпичи и штукатурка от него являются национальными реликвиями и сохраняются в музеях.
Дети–Коперники получили хорошее образование в родном городе. Старший брат Андрей, который родился примерно в 1464 году, почти до своей смерти в 1518 или 1519 году, повсюду сопровождал Николая в его долгой учёбе и религиозной карьере, пока в 1512 не заболел проказой. Сестра Варвара стала монашкой–цистернианкой в Кульме и умерла примерно в 1517 году, а Екатерина вышла замуж за купца Бартоломея Гертнера и уехала с ним в Краков, после чего следы её затерялись.
Отец—Коперник умер в 1483 году, от скоротечной болезни считаемой за чуму, мать умерла в 1489 году, и заботу о семействе взял брат матери Лука Ватзенроде (или Ватцельроде), в то время каноник местной, Вармийской епархии, а впоследствии — епископ оной. Он был образованным человеком: магистром Ягеллонского университета в Кракове и доктором канонического права Болонского университета. Братья Андрей и Николай ступили на стезю своего дяди и по окончанию городской школы им. св. Яна примерно в 1491 году отправились учиться в Ягеллонский университет на факультет свободных искусств, где приобщились к распространявшемуся в ту пору гуманизму. Будто бы, в Коллегиум Магус этого университета сохранилась справка об оплате за обучение Николаусом Коперникусом за 1491 год. Поучившись три года математике, астрономии, латыни и прочим начальным премудростям, братья оставили Краков, не получив диплома, предполагают — оттого, что к 1494 году в университете победила схоластическая партия, представляемая венгерским землячеством.
Братья наметили продолжение учёбы в Италии, но для этого у дяди, ставшего к тому времени епископом Эрмеландским, не хватало лишних средств, и он предложил племянникам баллотироваться на вакантные места каноников (то есть — членов правительственного капитула) его епархии для получения жалования, достаточного к далёкому путешествию и продолжению обучения за границей. Неимение дипломов помешало осуществить этот план с первого раза, не взирая на сильную протекцию. Тем не менее в 1496 году братья отправились учиться в Болонский университет на юристов, а канониками их выбрали заочно в 1487 году, с предоставлением жалования и трёхлетнего отпуска для обучения.
В Болонском университете Николай Коперник изучал не только право, но и астрономию у известного в ту пору астролога Доминика Мария ди Навара,— в своей будущей книге Коперник будто бы упоминает совместные астрономические наблюдения со свои учителем. Тут же Коперник выучил и греческий язык, весьма популярный среди гуманистов, но вызывающий подозрения в схизматической ереси со стороны католиков–схоластов. Так же он пристрастился к живописи — где–то сохранилась картина, считающаяся копией автопортрета Коперника.
В Болонье братья проучились три года, опять не получив диплома. Историки думают, что короткое время Николай Коперник работал в Риме учителем математики, заодно читая астрономические лекции римскому папе Александру VI Борджа и ряду итальянских учёных. Доказательств этих исторических мнений не существует.
В 1501 году братья на короткое время возвращаются к месту службы во Фрауенбург («Город Богородицы», иначе — Фромборк или Фромборг), чтобы попросить себе отсрочку для дальнейшего обучения, и получив таковую, они отправились в Падуанский университет изучать медицину. Здесь они оставались до 1506 года также не получив диплома, но сдав в 1503 году экстерном экзамены на степень докторов права в Феррарском университете.
В 1506 году Коперники вернулись на родину, закончив своё обучение. В это время Николаю уже было 33 года, а его старшему брату — 42. Получать дипломы в таком возрасте в ту пору считалось нормальным — многие уважаемые научным сообществом учёные (например — Г. Галилей), вообще не имели дипломов, что не мешало им занимать профессорские кафедры.
После годичного исправления должности каноника во Фромборке, Николай Коперник становится советником своего дяди–епископа и поселяется в замке Лидзбарга–Варминьского (иначе — Гейльсберга). Племянник помогает дяде воевать с тевтонским орденом, с 1511 возглавляемым будущим ренегатом ордена кёльнским каноником Альбрехтом фон Гогенцоллерном, а также вести переговоры с польским королём Сигизмундом I — дядей преждеупомянутого Альбрехта. Лука Ватзенроде готовил из Николая Коперника своего преемника, но тот не обладал для таковой деятельности достаточным честолюбием и активностью. В это время Коперник начинает строить свою астрономическую теорию, а в 1509 году переводит на латынь «Нравственные, сельские и любовные письма Феофилакта Симокатты, схоластика», византийского автора якобы VI или VII в. н.э., и посвящает работу своему дяде.
Епископ Лука Ватцельроде умер в феврале 1512 года (иногда указывают 29 марта), и с этого времени синекура Коперников заканчивается. Епископскую кафедру занимает однокашник Коперников по Болонскому университету Фабиан Лосайнен (по–польски, — Лузяньский), а Николаю Копернику приходится покинуть Лидзбарг, вернувшись во Фрауенбург на место каноника тамошнего собора. Впрочем, обязанности его (видимо — сбор налогов и иные хозяйственные дела) пока не слишком его отягощают, и в своей книге Коперник отзывается о Фрауенбурге как об отдалённом уголке земного шара. Его брат, Андрей Коперник, в это время заболел проказой и уехал в Италию.
Николай Коперник продолжает заниматься астрономией и приобретает славу на этом поприще. Историки сообщают, что в 1514 году папа Лев Х осведомился у фромборкского каноника насчёт его мнения о календарной реформе. Но никаких доказательств такого рода контактов не обнаружено.
Осенью 1516 года Н. Коперника избирают управляющим южными владениями Вармийской епархии на место его друга и сторонника Тидеманна Гизе (1480—1550), который стал кульмским епископом. В связи с этим Коперник на 4 года переезжает в Ольштын. Здесь ему приходится заниматься военным делом — войска Тевтонского ордена захватывают часть Вармии и один раз даже осаждают резиденцию Коперника. В 1521 году, после заключения перемирия с Тевтонским орденом, Коперник возвращается во Фромборк.
Считается, что в это время он написал свой первый трактат «Малый комментарий», который сделал известной в узком кругу его теорию. К 1528 году относят его предложения по монетной реформе Пруссии изложенной на Эльблонгском сейме.
После смерти епископа Фабиана в 1523 году, Коперник почти год был генеральным управляющим епархии. В 1531 году он был папским нунцием в Ольштыне, в 1535 году — визитатором, а в 1538 — снова нунцием.
В 1537 году Вармийским епископом становится бывший гуманист, эпикуреец и многожёнец Иоганн Дантиск, ставший впоследствии ретроградом и ханжой, и сделавший этим свою религиозную карьеру. Его правление доставило Н. Копернику множество неприятностей и огорчений. Будто бы Дантиск повсюду обвинял Коперника в аморальном сожительстве с экономкой Анной Шиллинг, которой даже было запрещено появляться во Фромборке специальным епископским постановлением, поскольку эта опасная особа «свела с ума почтенного астронома».
В 1539 году к Копернику для изучения его теории приезжает И. Ретик, опубликовавший вскоре книгу с изложением новой теории, а впоследствии — и книгу своего учителя.
Николай Коперник умер 24 мая 1543 года, после инсульта и за ним последовавшего паралича правой половины тела. Согласно биографии, написанной Пьером Гассенди в 1655 году, отпечатанный оригинал его книги друзья вложили Копернику в холодеющие руки. По данным современных историков науки, Коперника похоронили во Фромборкском соборе (согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза, Коперник похоронен в Торне в костеле св. Яна). Мемориальная доска с портретом Коперника напротив его предполагаемой могилы во Фромборкском соборе была установлена в 1581 году.
Примерно в 1611 году флорентийский перипатетик Лудовико делле Коломбе (1565—1616), основатель тайной антигалилеевской лиги, распространил свою диссертацию «Ludovico delle Colombe contro il moto della Terra», в которой оспаривал систему Коперника, опираясь на мнения Св. Отцев и Аристотеля. «Лига» коломбиан расширялась и продолжала свою деятельность после смерти своего создателя и даже после кончины Галилея (1564—1642). Следы её деятельности прослеживаются даже в конце XX в., так, в её русле лежат антигалилеевские сочинения А. Фантоли.
5 марта 1616 года главный труд Коперника «О вращении небесных сфер» был осуждён католической церковью с занесением его в Индекс запрещённых книг, и был исключён из «Индекса» только в 1835 году.
Учёный—иезуит Д.-Б. Риччиолли в 1651 году назвал в честь Коперника лунный кратер размером 91 км в диаметре (10°N, 20°W).
В России теория Коперника была официально признана в первой половине XVIII века, когда директор астрономической обсерватории Санкт—Петербургской академии наук Иосиф—Николай Делиль провёл 2 марта 1728 года открытый диспут с Даниилом Бернулли об обращении Земли вокруг Солнца.
В родной Польше слава и признание Копернику пришли только в конце XVIII века, чему способствовала «Похвала Николаю Копернику» 1782 года, произнесённая профессором Яном Снядецким в Краковском университете, вскоре изданная отдельной книгой. В 1802 году Снядецкий написал биографию Коперника, переведённую на французский, английский и итальянский языки. В XIX веке польские художники Адальберт Герсон и Генрих Редлих написали исторические картины, прославляющих знаменитого земляка, ему поставлены памятники в Варшаве, Кракове, Торуне и Регенсбурге. При установлении памятника работы датского скульптора Торвальдсена в Варшаве в 1829 (по другим данным — в 1830) году местное католическое духовенство осудило это мероприятие.
Деяния
Николай Коперник в первую очередь считается создателем гелиоцентрической теории, но ему приписывают и много иных занятий, присущих широкообразованным и одарённым гуманистам того времени.
В совершенстве зная греческий язык, в 1509 году он переводит на латынь «Нравственные, сельские и любовные письма Феофилакта Симокатты, схоластика», греческого автора, якобы VI или VII в. н.э., последнего историка античной традиции. Неизвестно — был ли опубликован этот перевод, но текст его известен и цитируется историками науки. Характерно, что при этом историки сообщают, будто данная переписка с мифическими и историческими лицами содержит множество анахронизмов и не представляет из себя ничего выдающегося. Но эта, по их словам «скучная и наивная дребедень», восхитила Коперника, вдохновила его на перевод и трогательное посвящение работы своему дяде. Наследники же дела Коперника издали и другие произведения Феофилакта Схоластика, которые смогли обнаружить накануне XVII века.
Во время управления южными землями Вармии (1516—1520) Копернику пришлось освоить ремесло администратора, военного инженера и полководца. К концу 1520—х годов относят занятия Н. Коперника государственными финансами. Так же пишут, что он был прославленным врачом своей епархии, бесплатно лечил крестьян и ремесленников. К важнейшим медицинско–санитарным достижениям Н. Коперника относят изобретение им бутерброда.
В 1953 году была опубликован сборник в честь 410—летия со дня смерти Коперника, в которой утверждается о причастности его к строительству водопровода во Фромборке, плотины, дамбы, шлюза на реке Бауде и канала. Воду на высоту 25 метров подавало механическое устройство с ковшами. Приписывают ему строительство водопроводов в Торуне, Любаве, Грундзёндзе, Ольштыне и других городах епархии. Уже в конце XVIII века от всего этого инженерного великолепия осталась только латинская надпись во Фромборкском соборе:
- «Здесь покоренные воды течь принуждены на гору,
- Чтоб обильным ключом утолить жителей жажду.
- В чём отказала людям природа, — искусством преодолел Коперник.
- Это творение, в ряду других, — свидетель его славной жизни.»
Астрономические труды Коперника изложены в трёх сочинениях, из которых два были опубликованы только в XIX веке. Первое из них — «Малый комментарий», коротко излагающий содержание его теории. Экземпляр этой рукописи был впервые обнаружен в 1877 или в 1878 году в Венской придворной библиотеке, а вскоре в 1881 году такая же 16—листовая тетрадка с записями самого Коперника была найдена в библиотеке Упсальского университета, но иногда сообщают, что последняя находка обнаружилась в Стокгольме.
Вторым по времени астрономическим сочинением Коперника считается его письмо настоятелю Краковского собора Бернарду Ваповскому, ныне называемое «Посланием Коперника против Вернера» — оно вдвойне интересно поскольку содержит хронологические рассуждения Коперника, опирающиеся на анализ прецессии звёзд согласно античным и средневековым источникам. Основная же книга «Об обращениях небесных сфер» была отпечатана в 1543 году, местом издания указывают то Нюрнберг, то Регенсбург. К изданию книги приложили руку И. Ретик, А. Осиандер, Т. Гизе и И. Шонер. В этой книге содержатся и результаты его наблюдений, собственноручно составленный каталог 1025 звёзд.
Занимался Коперник и картографией — изготовил несохранившуюся до наших времён карту Пруссии. С помощью параллактической линейки собственного изготовления из еловых палочек, Коперник определил широту Фрауенбурга с точностью до 3'. Эти палочки, под названием «трикветр», сохранились до сегодняшнего дня в Краковском университете. Историки науки пишут, что в конце XVI века эту драгоценную реликвию вармийский епископ Иоанн Гановий передал Тихо Браге через ученика последнего Элиаса Олаи Цимбера. Этому дару Тихо посвятил следующие стихи (перевод акад. Ф.Е. Корша):
- «...Тот муж — Коперник сам, кого я разумею,
- Вот эти палочки, в простой сложив прибор
- И им осуществив столь дерзкую затею,
- Законы наложил на весь небес простор. ...»
Сочинения
- перевод «Нравственных, сельских и любовных писем Феофилакта Симокатты, схоластика», рукопись 1509 г.
- «Commentariolus» («Малый комментарий»), рукопись 1515—1530 гг.
- критика «О движении восьмой сферы» Иоганна Вернера, рукопись 1524 г.
- «De lateribus et angulis triangulorum, tum planorum rectilineorum, tum sphaericorum, libellus eruditissimus & utilissimus, cum ad plerasque Ptolemaei demonstrationes intelligendas, tum vero ad alia multa, scriptus à Clarissimo & doctissimo uiro D. Nicolao Copernico Toronensi. Additus est Canon semissium subtensarum rectarum linearum in Circulo. Excusum Wittembergae per Johannem Lufft. Anno M. D. XLII.» («О сторонах и углах треугольников, как плоских, прямолинейных, так и сферических ...» подготовлена к изданию Ретиком), Виттенберг, 1542
- «De Revolutionibus Orbium Coelestium» («Об обращениях небесных сфер»), Нюрнберг или Регенсбург, 1543; Базель, 1566; Амстердам, 1617
Реконструкция
История распространения теории Коперника и его книги содержит указания на гораздо более позднее происхождение, чем общепринято считать. Биографические сведения о нём полны противоречий, несуразностей и местами имеет откровенно легендарный характер.
Будто бы уже в конце XV века Коперник приобретает славу выдающегося астронома, его лекции собираются послушать римский папа Александр VI Борджа и художник Леонардо да Винчи. К этой исторической гипотезе не имеется никаких документальных свидетельств. Якобы в 1514 году папа Лев Х спрашивал его мнения насчёт реформы календаря, но Коперник посоветовал отложить эту затею до будущих времён, когда он закончит строить свою теорию. На основании этой легенды, неизвестно кем и когда придуманной, современные католические учёные, обеспокоенные отсутствием у католической церкви нравственного оправдания за преследование теории Коперника, казни и пытки его сторонников в XVII веке, сочиняют, что римские папы были благосклонны к гелиоцентрической теории, а сторонников оной преследовали за какие–то иные тяжкие преступления.
Встречается также нелепое мнение, систематически повторяемое в среде российских противников Новой Хронологии, что григорианская реформа 1582 года, предпринятая по советам врача Григория XIII Луки Лилио, алхимика и астролога, была произведена в результате астрономических расчётов по теории Коперника, хотя сам папа объявил совершенно иные причины для этого благочестивого преобразования.
Важно отметить, что в декрете о запрещении теории Коперника 1616 года католические церковники не называют Николая Коперника духовным лицом, очевидно — и не подозревая про его церковные должности и заслуги, легенда о которых появилась гораздо позже — возможно, из биографии Гассенди, который сам был астрономом и каноником собора.
За время прошедшее с XVIII века значительно изменилась оценка того, что сделал Коперник для науки. Например, в современных учебниках истории, физики и астрономии принято писать, что у Коперника в его гелиоцентрической теории было множество предшественников в античном и средневековом мире. В связи с этим упоминают «древнегреческого» философа Аристарха Самосского и католического учёного XV века Николая Кузанского. Но сам Коперник ни разу не упоминает этих имён, говоря вместо этого о Никите Сиракузянине, неизвестном для современной науки. В связи с таким обстоятельством логично предположить, что неведомый персонаж книги Коперника Никита Сиракузянин, слившись с заявленным автором книги Николаем Коперником, породил в истории науки фантомного епископа Николая Кузянина, после чего, по обыкновению традиционно–исторической науки, «обнаружились» и его научные сочинения.
Новохронологическое изучение личности Николая Коперника и его наследия началось в астрономических книге Фоменко А.Т. и Носовского Г.В. [7]. Наиболее полная аргументация тех же авторов изложена в книге [8]. Там приводятся следующие заключения:
- Н. Коперник был современником К. Птолемея, возможно, что и имя Коперник — есть латинское искажение слова «соперник» (стр. 27)
- Н. Коперник был врачом, подставной фигурой, и высокое астрономическое искусство приписано ему историками XVII века (стр. 597)
- во времена Тихо Браге система Коперника не была завершена в её современном виде (стр. 604)
- система Тихо Браге предшествовала или сосуществовала с системой Коперника (стр. 613)
- книга Коперника «Об обращениях небесных сфер» в её нынешнем состоянии была опубликована в XVII веке с ложно проставленной датой M. D. XLIII (стр. 605)
- причина фальсификации труда Коперника лежит в запрещении католической Церковью гелиоцентрической теории (стр. 625)
- книга Коперника в окончательном виде — это творение И. Кеплера (стр. 623)
- возможно, что имя Коперник — есть зашифрованный лозунг «Кеплер Победитель» (Kepler+Nika), а возможно указывает на остров Кипр, где находилась обсерватория (стр. 628–629)
- в библейской книге Иисуса Навина эпизод с остановленным Солнцем отражает открытие гелиоцентрической системы мира в XVI веке (стр. 631)
Факты и анекдоты коперниковедения
- Книга Коперника «De Revolutionibus Orbium Coelestium», 1543 года содержит предисловие «К читателю. О гипотезах настоящего сочинения», где утверждается, что гелиоцентризм следует рассматривать как отвлечённую гипотезу, которую «не следует считать ни истинной, ни вероятной, достаточно, чтобы результаты основанных на ней вычислений совпадали с наблюдениями». Джордано Бруно через 40 лет высказал мысль о том, что предисловие написано не Коперником. В качестве такового лица, испортившего великую книгу, сейчас принимают богослова–реформатора Андрея Осиандера. Источником такого мнения считают Иоганна Кеплера, в «Opera omnia» (Frankfurt, 1858) котогого впервые было опубликовано сочинение в защиту Браге против Н.Р. Бэра «Apologia Tychonis contra Nicolaum Raymarum Ursi», написанное будто бы в 1600 году. Здесь Кеплер называет Осиандера автором предисловия, ссылаясь на неизвестные сейчас письма последнего к Копернику и Ретику.
- Первую биографию Николая Коперника написал французский философ–эпикуреец, астроном и каноник кафедрального собора в Дине Пьер Гассенди в 1655 году.
- Рукопись книги Коперника «De Revolutionibus Orbium Coelestium» в 1840–ом году обнаружили в Праге, в библиотеке графов Ностицей. Сейчас она хранится в резной деревянной шкатулке с серебряными украшениями в Краковской публичной библиотеке. Считается, что Ностицы приобрели рукопись в XVII веке. До этого она, будто бы, принадлежала чешскому просветителю и педагогу Яну–Амосу Ниванусу (Коменскому, 1592–1670), который, будучи студентом, купил её у математика Якова Кристмана (1554–1613), а тот приобрёл её у ученика Ретика Валентина Отто в 1603 году. К Ретику рукопись попала будто бы от самого Коперника, отдавшего её для публикации, но Ретик сохранил труд Коперника от типографского разорения, отдав для публикации собственноручно переписанную копию книги. Кстати, не найдено сообщение, что в этой рукописи отсутствует «предисловие Осиандера», но сообщают, что имеются две зачёркнутые страницы, в которых Аристарх Самосский указан в качестве изобретателя гелиоцентрической системы. Из этого следует, что рукопись является копией одного из запрещённых печатных изданий и написана не ранее 1644 года, когда Жилем Робервалем в Париже была опубликована книга от имени Аристарха Самосского.
- В конце 1950–ых годов историки науки Эдвард Кеннеди и Виктор Робертс опубликовали в оккультном журнале «Изида» статьи (Kennedy E.S., Roberts V: Isis, 48, 1957; Isis, 50, 1959), в которых объявили об открытии ими рукописей дамасского астронома Ала ал–Дина ибн ал–Шатира (якобы, 1304—1375), идейного предшественника Николая Коперника. В настоящее время суцществование этого дамасского астронома общепринято традиционной исторической наукой.
- Останки Коперника разыскивали около 200 лет, пока в августе 2005 года археологи Высшей гуманитарной школы города Пултуска среди около ста захоронений собора не обнаружили бесхозный череп, по антропологическим признакам похожий на портреты великого астронома. В конце 2008 года из зуба черепа выделили генетический материал, который сравнили с геномом останков 4 предполагаемых родственниц Коперника, похороненных в XVIII веке. Одновременно в книге Иоганна Стеффлера (Johannes Stoeffler) «Calendarium Romanum Magnum» 1518 года издания, хранящейся в Уппсальском университете в качестве книги из личной библиотеки Коперника были найдены два волоска, предположительно ему принадлежавших. Генетическое сравнение зуба с волосками и останками XVIII века, по заявлениям шведских и польских учёных, доказало их несомненную идентичность. Тем самым была решена многовековая проблема отсутствия материальных останков великого создателя гелиоцентрической системы мира.
- 22 мая 2010 года примас Польши, архиепископ Гнезненский Юзеф Ковальчик провёл перезахоронение останков великого польского астронома в кафедральном соборе города Фромборк, приуроченное к 750–летию Фромборка и 467–ой годовщине смерти Николая Коперника.
- «Журнал «Наука и жизнь» описывал, как создатель гелиоцентрической картины мира придумал намазывать масло на хлеб. При этом цели у поляка были не гастрономические, а медицинские. Исследуя причины массовой болезни солдат, Коперник решил – в полевых условиях они часто роняют куски хлеба на землю, и потом, поедая их, отправляют в желудок опасные бактерии. Он предложил смазывать куски хлеба маслом или жирными сливками – вместе с ними легко счистить грязь с упавшего куска. Болезнь удалось победить, и метод Коперника, как эффективная профилактика, распространился по всему миру. А с ним – и рецепт полюбившегося хлеба с маслом.» (Наш друг бутерброд)
Литература
- Коперник Н. «О вращениях небесных сфер. Малый комментарий. Послание против Вернера. Упсальская запись»,— М.: Наука, 1964
- Боден Ж. «Метод лёгкого познания истории»,— М.: Наука, 2000, 412 с. (стр. 108; 207—208; 281; 285)
- Энгельгарт М.А. «Николай Коперник: его жизнь и деятельность. Биографический очерк для ЖЗЛ Ф. Павленкова 1892 года»,— Челябинск: Урал, 1997
- «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 1890–1907
- Бородин А.И., Бугай А.С. «Биографический словарь деятелей в области математики. Под ред. И.И. Гихмана»,— Киев: Радянська школа, 1979, 607 с. (перевод с украинского)
- Гребеников Е.А. «Николай Коперник»,— М.: Наука, 1982, 144 с.
- Калашников В.В., Носовский Г.В., Фоменко А.Т. «Датировка звёздного каталога "Альмагеста". Статистический и геометрический анализ»,— М.: Факториал, 1995, 286 с. (стр. 18—23)
- Калашников В.В., Носовский Г.В., Фоменко А.Т. «Астрономический анализ хронологии. Альмагест. Зодиаки»,— М.: ФИД «Деловой Экспресс», 2000, 896 с. (стр. 27—32; 486—491; 576—577; 595—634)
См. также
- Система Коперника
- Ретик, Георг Иоахим
- Церковное осуждение системы Коперника
- Согласование биографий Г. Ретика и Н. Коперника