Капитолийская волчица: различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м (История скульптуры)
 
(иллюстр)
Строка 9: Строка 9:
  
 
=== Мифологические аналогии ===
 
=== Мифологические аналогии ===
 +
[[Изображение:Kapit vol4.jpg|thumb|350px|Халтурный вариант скульптуры]]
 
Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и литературе. Так — персидский царь ''Кир Старший'' (''Куруш'') был воспитан волчицей. От волков изводят себя некоторые монгольские и кавказские племена. История ''Ромула'' и ''Рема'' классифицируется как разновидность «близнечного мифа», распространённого среди примитивных народов на всех континентах, исключая Антарктиду.
 
Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и литературе. Так — персидский царь ''Кир Старший'' (''Куруш'') был воспитан волчицей. От волков изводят себя некоторые монгольские и кавказские племена. История ''Ромула'' и ''Рема'' классифицируется как разновидность «близнечного мифа», распространённого среди примитивных народов на всех континентах, исключая Антарктиду.
  

Версия 23:47, 21 марта 2009

Капитолийская волчица

Капитолийская волчица — бронзовая скульптура высотой 75 см, длиной 114 см, иллюстрирующая мифологический сюжет о Ромуле и Реме, основателях Древнего Рима

итал.— Lupa Capitolina, англ.— Capitoline wolf


Мифологические источники

Мать Ромула и РемаРея Сильвия была дочерью законного царя Альба—Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30—летний обет безбрачия. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где в гроте Луперкалии под смоковницей их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные и смоковница стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем встретились с дедом Нумитором, Фаустул рассказал последнему историю близнецов, после чего Нумитор с помощью внуков убил Амулия и вернул себе царское достоинство, а близнецы были восстановлены в своих правах. Позднее Ромул и Рем решили основать город, и Ромул убил своего брата в споре о месте, которое нужно выбрать для нового поселения. Ромул основал город Рому (Рим) на Палатине, и это место стало вскоре приютом окрестных разбойников, над которыми главенствовал Ромул. Не имея достаточно жён, римляне похитили сабинянок во время спортивных состязаний. После недолгой войны с соседними племенами, римляне заключили унию с сабинянами, приняв имя квиринов: в новом народе женщины (сабинянки) имели равные права с мужчинами (римлянами). Ромул правил над ними 37 лет справедливо и кротко, но потом исчез. Подозревали, что его убили римские сенаторы, но Ромул, явившись во сне римлянину Прокулу Юлию, успокоил общественность, сообщив последнему, что улетел на небо, став богом Квирином (сабинянским Марсом), который пользовался всеобщим почитанием.

Мифологические аналогии

Халтурный вариант скульптуры

Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и литературе. Так — персидский царь Кир Старший (Куруш) был воспитан волчицей. От волков изводят себя некоторые монгольские и кавказские племена. История Ромула и Рема классифицируется как разновидность «близнечного мифа», распространённого среди примитивных народов на всех континентах, исключая Антарктиду.

История скульптуры

Считается, что бронзовая скульптура, получившая наименование Капитолийской волчицы, была найдена в земле на северо—западном склоне холма Палатин в Риме и помещена в Lateran Palace в начале IX века н.э. По сообщению современного историка и переводчика Г.А. Тароняна, одни историки считают её архаической этрусской работой первой половины V в. до н.э., другие — архаической греческой работой, некоторые — средневековой работой.

Тит Ливий в книге, называемой ныне «История Рима от основания города» сообщает, что эдилы братья Гней и Квинт Огульнии поставили изображение волчицы и младенцев. Традиционные историки датируют это событие 296 г. до н.э.:

«В том же году курульные эдилы Гней и Квинт Огульнии привлекли к суду нескольких ростовщиков; (12) их лишили имущества, и на деньги, поступившие в казну, поставили медные пороги на Капитолии и серебряные сосуды на три престола внутри храма Юпитера, а также изваяние Юпитера на колеснице четверней на вершине его храма, а возле Руминальской смоковницы — изображения младенцев — основателей Города у сосцов волчицы, и, наконец, вымостили тесаным камнем дорогу от Капенских ворот до Марсова храма.» (книга Х, 23, 12)
Античная римская монета

Цицерон писал о позолоченной группе волчицы с Ромулом и Ремом, поражённой молнией. Традиционные историки относят это сообщение к 63 г. до н.э., находя на ней и следы от той молниии.

Плиний Старший в своей «Naturalis Historiae», якобы конца I в. н.э., сообщает о скульптуре из меди:

«Почитается смоковница, родившаяся в Риме на самом Форуме, в Комиции, так как там путём совершения священного обряда были захоронены молнии, а особенно в память той смоковницы, которая, кормилица Ромула и Рема, первая дала кров в Луперкале этим основателям державы и которая была названа Руминалис, потому что под ней застали волчицу, кормившую младенцев своей румис (так называли сосцы),— это чудесное событие представлено в изображении из меди, которое посвятили рядом,...» (книга XV, глава XX, эпизод 77)

Существуют изображения, относимые к Античности, на которой волчица смотрит на младенцев. На других изображениях она смотрит вперёд.

Известно, что в XV в. (между 1471 и 1509 гг.) были созданы фигуры близнецов Ромула и Рема, которые помещены под скульптуру волчицы. Автором фигур близнецов считают флорентийского скульптора, живописца и ювелира Антонио дель Поллайо (Pollaiulo, (14331498).

О месте установки упоминает в хронике X века Бенедикт из Соракта (Benedict of Soracte). Считается, что иногда у этой скульптуры проводились экзекуции. В 1473 по указанию папы Сикста IV скульптура была перенесена в Palazzo dei Conservatori on the Campidoglio. На ксилографии в Mirabilia Urbis Romae (Рим, 1499) она изображена уже с фигурками близнецов.

В настоящее время скульптура находится в Капитолийском музее и по программе консервации, начатой в 1990–е годы, её экспонирование закрыто.

Копии и иные изображения

Скульптура у башни в Пизе

Большим почитателем скульптуры был итальянский диктатор Бенито Муссолини. Провозгласив себя отцом «Нового Рима», он рассылал копии Капитолийской волчицы. Одна такая копия в 1931 г. была установлена в Эден—Парке в Цинциннатти, США. Другая была отправлена в Рим, штат Джорджия, Третья — в Нью—Йорк. В некоторых городах Италии установлены различные реплики или оригинальные скульптуры (Сиенна, Пиза).

С изображениями Капитолийской волчицы происходят различные странности. Так, в самой скульптурной группе Ромул и Рем сосут второй и четвёртый сосцы с левой стороны. На эмблеме XVII Олимпийских игр в Риме они изображены у первого и четвёртого сосца.

Реконструкция Новой Хронологии

Скульптура Капитолийской волчицы — один из наиболее ярких артефактов так называемой этрусской культуры. Критика традиционных взглядов на историю этрусков и этрусского искусства приведена в 15 главе труда «Империя». В разделе 9 этой главы авторы указывают, что в соответствии с их реконструкцией, изображение Ромула и Рема, сосущих волчицу, не могло появиться ранее XV века:

«Так что напрасно искусствоведы упорно датируют САМУ ВОЛЧИЦУ пятым веком ДО Н.Э. Она, скорее всего, тоже сделана между 1471 и 1509 годами н.э. Одновременно с фигурками близнецов. А не за две тысячи лет до них.» (Империя, глава 15, раздел 9)

Синусоида Жабинского

По синусоиде Жабинского III в. до н.э. эдилов Огульниев соответствует XV—му веку н.э. Антонио Поллайоло. Тем самым, согласно и этой новой искусствоведческой теории, скульптура Капитолийской Волчицы создана в XV веке.

Новости

17 ноября 2006 года один из ангажированных новостных сайтов России сообщил [1]:

«Занимаясь с 1997 г. реставрацией бронзовой волчицы, Карруба обратила внимание, что фигура была выплавлена целиком, а не по частям, как то было принято в античные времена. Древние греки, этруски и римляне не владели технологией плавки по воску, она была придумана позднее, в эпоху Каролингов (VIII-IX вв.), когда появилась необходимость в изготовлении крупных предметов, например, колоколов. Античные скульпторы изготовляли металлические статуэтки отдельными фрагментами, а затем соединяли составные части в единое целое.»

Ссылки

  • «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 18901907
  • Плиний Старший «Естествознание. Об искусстве»,— М.: Ладомир, 1994, 941 с.
  • Тит Ливий «История Рима от основания города, в 3—х томах»,— М.: Ладомир, 2002, 702+811+798 с.