Валла, Лоренцо
Лоренцо Валла, Lorenzo Valla (1405 или 1407 — 1.08.1457, Рим) — итальянский гуманист: филолог, философ, историограф и деятель Католической Церкви; известен мнимым опровержением подлинности «Константинова Дара», предпринятого на основе традиционных историографических и филологических соображений. Являлся одним из создателей классической «античной» латыни.
Биография
Лоренцо Валла родился в Риме или Пьяченце в 1407 г. (иногда сообщают — в 1405 г.) в семье куриального юриста. Молодые годы он провел при папской курии Мартина V, учился греческому языку у Бруни, Ауриспы и Ринуччо. С 1431 г. Валла был профессором риторики в университете Павии, куда был принят по рекомендации гуманиста Антонио Беккаделли (Панормиты). В 1433 г. после покушения на его жизнь со стороны профессоров—завистников, Валла оставляет Павийский университет и странствует по другим городам Италии. С 1445 г. он жил в Неаполе при дворе Альфонса Арагонского, будучи его секретарём. В 1448 г. Валла получил место апостольского секретаря при папе Николае V и стал каноником церкви св. Иоанна в Латеране, сохраняя обе должности до самой своей смерти 1 августа 1457 г.
Деяния
Валла стоял в центре гуманистического движения своего времени. Его сочинение «De linguae latinae elegantia» считается первой латинской грамматикой со времени Античности и посвящено выяснению точного значения латинских слов, их правильного и изящного употребления. Оно имело большой успех у современников и переиздавалось более 30 раз в XV веке после первой публикации в 1471 г. Валла также комментировал и анализировал латинских писателей Ливия, Саллостия, Квинтилиана; перевел Геродота, Фукидида, а также часть «Илиады» и некоторые басни Эзопа. Написал философский трактат «De voluptate ас vero bono» («Об истинном и ложном благе», 1431), в которых проповедовал крайний гедонизм, а также сочинял исторические произведения.
Характерные черты учёно–литературной деятельности Валлы — полемичность и резкий критицизм по отношению к католическим догматам и гуманистическим авторитетам, а также идейная борьба против христианского аскетизма. В традиционной истории считается, что в его работе «De falso credita et ementita Constantini donatione declamatio», написанной будто бы в 1440 г., впервые опубликованной в Германии в 1517 г., была доказана подложность «Константинова Дара».
Против средневековых юристов Валла написал резкую инвективу «In Bartoli de insigniis et armis libellum epistola», и в то же время подверг резкой критике Цицерона и поставил выше его Квинтилиана; в «Disputatio adversus Livium, duo Tarquinii Lucius ас Aruns, Prisci Tarquinii filii ne an nepotes fuerint» выступил против мнения Ливия. Этот критицизм вызвал со всех сторон резкие нападки на Валлу: в 1444 г. он едва спасся от святейшей инквизиции за мнение об апостольском символе и должен был вести ожесточенную полемику с Поджио, Фацио и другими гуманистами, которые упрекали его в высокомерии и заносчивости. Валла в ответ попрекал Поджио в том, что тот не владеет классическими языками древних и изьясняется на «кухонной латыни», подобно презренному повару.
Некоторые историки науки приписывают Валле формулировку следующих пяти условий успешного научного творчества:
- общение с образованными людьми
- изобилие книг
- удобное, приятное и уединённое место для работы
- наличие времени, не заполненного необходимыми делами
- высвобожденность души
В историографии заслуги Валлы сводятся главным образом к тому же критицизму, а его «Historiarum Ferdinandi libri III» представляют интерес по той полемике, которую вызвала эта книга («In Bartholomaeum Facium recriminationum libri IV»). Большинство сочинений Валлы изданы в XVI веке или всплыли в более позднее время.
Реконструкция
Лоренцо Валла стал символической фигурой Реформации, его авторитету приписаны многие критические антицерковные и антифеодальные произведения последующих веков эпохи книгопечатания.
Одним из примеров такого рода подмены являются «Опровержения подлинности Константинова Дара», впервые опубликованные в 1517 г. — через 60 лет после смерти Валлы. С точки зрения современной науки, изложенные в тексте «доказательства» представляют из себя набор полемической демагогии, а в содержательной своей части опираются на традиционные, скалигеровские хронологические представления о тысячелетней древности «Дарения», а так же на традиционные филологические реконструкции «древней латыни». Поэтому, несмотря на многочисленные заявления о «доказанности» подложности «Дара», сам текст, приписываемый Лоренцо Валле, не анализировался со времени своего появления, пополнив сомнительный фундамент традиционной хронологии. Католическая церковь окончательно признала подложность «Дара» только во второй половине XIX в., не столько из–за высказанных аргументов, сколько ради компромисса с современной гуманитарной наукой.
С точки зрения НХ, Константинов Дар — ошибочно датированная историческая реальность XV века, а текст «Опровержения» является идеологической фальшивкой, приписанной Валле, как значимой личности, задним числом религиозными реформаторами—гуманистами следующего века.
Характерно, что церковный деятель Валла, по мнению традиционной историографии, опровергал церковное учение о происхождении апостольского символа и написал трактат «De libero arbitrio» против Боэция, где критиковал стоические представления о соотношении свободы человеческой воли и божественного предопределения, принятые католическим богословием. Против монашеского аскетизма Валла, якобы, выступал в двух трактатах: «De voluptate ас vero bono», пытаясь примирить крайний гедонизм с эпикуреизмом и христианство, а также «De professione religiosorum»,— где автор резко выступает против монашеского института католической церкви — эта книга найдена в XIX веке и впервые опубликована в 1869 г. будучи не известной ранее этого времени.
В работе «Dialecticae disputationes» Валла поправляет логику Аристотеля по собственному разумению и критикует схоластическую философию, господствовавшую в европейской науке вплоть до времени Галилея. Историки также сообщают, что Валла, оказывается, не был враждебен христианству и интересовался церковно—богословскими вопросами: он составил филологические поправки к принятому переводу Нового Завета, написал «Sermo de mysterio Eucharistiae» и потерянное теперь сочинение об исхождении Святого Духа.
Понятно, что такого рода мнения о деятельности церковного функционера могли возникнуть только в эпоху Реформации и Просвещения, а закрепились лишь в новейшее время, когда Католическая Церковь потеряла свою политическую, экономическую и идейную силу.
Труды
- «De voluptate ас vero bono», 1431
- «De vero falsoquie buono», 1432
- «In Bartoli de insigniis et armis libellum epistola», 1433
- «Dialecticae disputationes libri III», 1439
- «De libero arbitrio», 1439
- «De falso credita et ementita Constantini donatione declamatio», 1440
- «De professione religiosorum», 1442
- «Elegantiarum latinae linguae libri VI», 1444
- «Apologia adversus calumniatores », 1444
- «Historiarum Ferdinandi libri III», 1445—46
- «Disputatio adversus Livium, duo Tarquinii Lucius ас Aruns, Prisci Tarquinii filii ne an nepotes fuerint»
- «In novum Testamentum ex diversorum in utriusque linguae codicum collatione adnotationes», 1448
- «Oratio in principio sui studii», 1455
- «Encomium S. Thomae Aquinatis», 1455
- «Sermo de mysterio Eucharistiae»
- «Opera omnia», Basileae, 1540
См. также
Литература
- Валла Л. «Opuscula tria ed. Vahlen»,— Вена: 1869
- «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб: 1890–1907
- Вайнштейн О.Л. «Западно—европейская средневековая историография»,— М.–Л.: Наука, 1964
- Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. «Средневековый мир в терминах, именах и названиях»,— Минск: Беларусь, 1999, 383 с.
- Энциклопедия «Христианство, в 3—х томах»,— М.: БРЭ, 1993–1995, 863+671+783 сс.
- Поспелов Д.А. «Школа МАГа» // стр. 144–163 в сб. «История информатики в России: учёные и их школы»,— М.: Наука, 2003, 486 с.