Гуманизм

Материал из ChronoWiki
Версия от 17:10, 4 апреля 2008; Шляхтиц (обсуждение) (Уборка за душевнобольным)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) — светское мировоззрение образованных классов эпохи Возрождения; вольномыслие, противопоставившее себя духовному господству церкви и средневековой схоластики, принимающее в качестве высшей цели человека развитие его интеллектуальных и творческих способностей

«Труднее понять, правда, почему, например, неаполитанский поэт Марк Антонио называет себя Эпикуром, несмотря на отсутствие всякого сходства между ним и этим древним философом»
Якоб Буркгардт ([2, с. 239])

История гуманизма

Временные рамки гуманизма условно охватывают XIV—XVII века западно—европейской истории. Идейным предшественником гуманизма принято считать Петрарку, но реальным родоначальником являлся итальянский учёный Леонардо Бруни (Аретино), обозначивший термином humanitas новую науку о человеческой природе, из которой впоследствии выросли studia humana (светские науки), противопоставляемые studia divina (наукам божественным, традиционному схоластическому богословию). Этим же термином «humanitas» обозначали светскую образованность и культурность. Основу гуманитарных знаний составляли грамматика, филология, риторика, история, педагогика и этика.

Слово «гуманист», в значении знатока гуманитарных наук, впервые встречается с 1490 года, а с начала XVI в. гуманистами стали называть преподавателей и знатоков философии, риторики, истории, поэзии и древних языков. С этого времени гуманизм стал доминировать в европейском образовании, культуре, науке и политике.

Идеи гуманизма

Первоначально гуманитарные науки представляли из себя начальную степень университетского образования, входя в состав «тривиума» (грамматики, риторики и диалектики). Эта ступень была подготовительной для «квадривиума» (арифметики, геометрии, астрономии и музыки) и высшей науки Средневековья«теологии» (богословия). Вскоре востребованность европейских обществ в гуманитарно—образованных людях привела к тому, что гуманисты захватили лидирующее положение в интеллектуальной сфере. Они занимали места секретарей и советников у князей и кардиналов, выступая в качестве переводчиков, дипломатов и толкователей древних документов, составляли историю, морализировали и занимались политикой.

Наука гуманистов изучала отношения между человеком, обществом и природой и противопоставиля себя богословию и схоластике, совершенствовавшим церковную догматику и изучавшим отношение человека с богами. Божественный провиденциализм церковной учёности гуманисты заменили светской рационалистической логикой и риторикой.

Теологический метод толкования Святых Отцов и Священного Писания гуманисты заменили методом изучения «античных» авторов, объявленных верхом мудрости и совершенства. Свои собственные идеи они вкладывали в тексты новообретённых «античных» писателей и философов, укрываясь таким образом от церковной цензуры, преследований инквизиции и цеховой сегрегации.

Например, гуманист Помпоний Лет (14281497) со своими друзьями и последователями создал «Римскую академию» — кружок любителей древностей и учёных. Встречи членов Академии проводились как роскошные пиры на античный манер. Заседания же проходили в более укромных местах — в катакомбах, где и поныне сохранились граффити, оставленные этими тайными посетителями. Каждый участник брал себе античное имя. В 1468 году 20 членов Академии были арестованы и заключены в тюрьму. На судебном процессе Церковью гуманистическая учёность была приравнена к язычеству. Но за отсутствием доказательств члены Академии были отпущены, которая просуществовала ещё до 1527 года [3, стр. 34–35].

В нравственной сфере гуманисты критиковали монашеский аскетизм и религиозное самоотречение, проповедуя гедонизм и честолюбие. Благородство знатного происхождения уступало в этой идеологии достоинству высокой образованности и целеустремлённой деятельности на благо общества.

Католическая Церковь охотно использовала таланты гуманистов, но их вольнодумство положило начало религиозной реформации.

Наследие гуманизма

Возникновение гуманизма сопровождалось появлением сословия интеллигенции, живущей за счёт своего умственного труда, предоставляющей обществу образовательные и коммуникативные услуги. Освобождение гуманитарных наук от подчинения богословию привело к росту научного знания, не контролируемого более церковью и государством. Зачатки прикладных знаний, относимых ранее к ремёслам (гадания, медицина, строительство, военное дело), благодаря этому освобождению получили дополнительный импульс, и к XVII веку сложились в естествознание — комплекс естественно–научных дисциплин (математику, механику, астрономию, физику), которое вытеснило гуманитарные науки, занимая доминирующее положение вплоть до настоящего времени.

Человечность по отношению к животным — тоже происходит из гуманистических идей

Гуманизм на начальном этапе породил универсальных гениев, но вскоре расширение области знаний привело к дифференциации наук и к специализации в деятельности учёных. Стало ясно, что в новое время «корифеи всех наук» будут рождаться не настолько часто, чтобы решать все текущие задачи, и это подорвало индивидуальный авторитет учёных, повысив значение всего научного сообщества. Ушло средневековое поклонение «Святым Отцам», «Докторам Церкви» — умершим авторитетам, мнения которых можно использовать без дополнительной аргументации.

В организационном плане гуманизм породил научные школы, академии, тайные сообщества гностиков, сохранившихся до настоящего времени и постоянно приспосабливающихся к достижениям науки.

К негативному наследию гуманизма можно отнести огромный ворох «античных» произведений, фальшивок, вынужденно созданных либо на продажу меценатам, либо для анонимного и безнаказанного распространения неканонических мнений и теорий. Однако проникновение в гуманитарную область знаний методов естественных наук, пример какового демонстрирует Новая Хронология, может решить эту проблему, обогатив науки как гуманитарные, так и естественные.

См. также

Литература

  1. Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. «Средневековый мир в терминах, именах и названиях: Словарь–справочник»,— Мн.: Беларусь, 1999, 383 с.
  2. Буркгардт Я.К. «Культура Италии в эпоху Возрождения»,— Смоленск: Русич, 2002, 448 с.
  3. Клод Моатти «Античный Рим»,— Москва: АСТ–Астрель, 2003, 208 с.