Осирис: различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Легенды об Осирисе)
(Иллюстр_1)
 
(не показано 39 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
 +
[[Изображение:Osiris_2.jpg|right|400px|thumb|''Осирис'' на троне]]
 
'''Осирис''' — мифический патриарх и царь [[Древний Египет|Древнего Египта]], изобретатель земледелия, скотоводства и ремёсел, основатель городов, первый жрец и законодатель. Сын Земли и Неба, брат и муж ''Изиды'', отец ''Гора'', брат ''Сета'' (''Тифона''). Бог подземного мира и загробный судья
 
'''Осирис''' — мифический патриарх и царь [[Древний Египет|Древнего Египта]], изобретатель земледелия, скотоводства и ремёсел, основатель городов, первый жрец и законодатель. Сын Земли и Неба, брат и муж ''Изиды'', отец ''Гора'', брат ''Сета'' (''Тифона''). Бог подземного мира и загробный судья
  
=== Легенды об ''Осирисе'' ===
+
=== Традиционные легенды об ''Осирисе'' ===
В [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Энциклопедическом словаре Брокгауза]] (т. XXII (43), [[1897]]) статью об ''Осирисе'' написал приват–доцент Петербургского университета ''Борис Александрович Тураев'' ([[1868]]—[[1920]]).
+
В [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Энциклопедическом словаре Брокгауза]] (т. XXII (43), [[1897]]) статью об ''Осирисе'' написал приват–доцент Петербургского университета египтолог ''Б.А. Тураев'' ([[1868]]—[[1920]]). Он сообщает, что мифы об ''Осирисе'' записаны ''[[Плутарх]]ом'' в трактате ''«De Iside»'' и ''«подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифических текстах»''.
 +
 
 +
Согласно этим легендам, ''Осирис'', по удалении своих родителей — Земли (бога ''Кеба'') и Неба (богини ''Нут'') — царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и супругой ''Исидой'', с которой он вступил в брак ещё до рождения. ''Осирис'' и ''Исида'' научили египтян земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строили города, вводили браки, установляли культ. В этом им содействовал бог ''Тот'' — олицетворённая премудрость.
 +
 
 +
''Осирис'' предпринял завоевательный поход в Азию и после победоносного возвращения, его брат и противник ''Сет'' вместе с ''72'' сообщниками, принёс на пир прекрасный сундук и пообещал его тому, на чей рост он придётся. И так удалось заключить в ящик ''Осириса'', а затем бросить его в Нил, который вынес его в Финикийский Библ. Там выросшая эрика (вереск) покрыла его своим стволом, а финикийский царь велел срубить её и сделать одной из подпорок крыши во дворце.
 +
 
 +
''Исида'' долго искала труп мужа, и наконец явилась в Библ. Она сделалась сначала воспитательницей царевича, а потом открылась царю и выпросила себе ствол дерева с гробом ''Осириса'', который и отнесла в Египет. Но ''Сет'' нашёл его и разрубил на ''14'' частей. ''Исиде'' удалось собрать почти всё, и на месте нахождения каждой части она воздвигала гробницу. Поэтому большинство египетских провинций считали себя местом упокоения бога ''Осириса'' или одного из его членов. ''Исида''зачала от мёртвого ''Осириса'' сына, которого назвала ''Гором''. Когда ''Гор'' вырос, он стал воевать с ''Сетом''. Сначала он потерял в битве глаз — волшебное ''Око Гора'', но затем он победил ''Сета''. Отобрав у дяди вырванный глаз, он дал проглотить его мёртвому отцу. ''Осирис'' ожил, но не захотел оставаться на земле, и оставив египетский трон сыну ''Гору'', стал царствовать и судить в загробном мире.
 +
 
 +
Сойдя в царство мёртвых, ''Осирис'' сделался богом преисподней и загробным судьей, каковым он выступает в «Книге Мёртвых». Каждый египетский покойник должен был записаться в число его последователей и принять его имя, которое сделалось в этом случае нарицательным. ''Осирис'' является добрым началом (отсюда его эпитет «Уннофру» = ''Онуфрий'' = «благой») и первым человеком. Миф его объяснял происхождение зла и смерти.
 +
 
 +
''Осирис'' был введён в круг солнечных божеств, то в виде вчерашнего Солнца, временно побеждённого мраком, то в виде ночного светила — Луны, то в виде верховного божества. В позднейшие времена египетской культуры его почитание сделалось всеобщим и оттесняло другие божества. В честь ''Осириса'' происходили во всех храмах мистерии в ноябре и конце декабря. Из животных ''Осирису'' были посвящены птица феникс и бык ''Апис''. В форме ''Сераписа'' его культ перешел далеко за пределы Египта. Изображался ''Осирис'' в виде мумии, с различными головными уборами, с бичом и жезлом в руках. Весьма часты его изображения, заимствованные из 125 главы «Книги Мёртвых» и представляющие бога на троне, в виде загробного судьи — бога ''Птаха''. Как бог Луны, ''Осирис'' изображался иногда с её диском на голове и назывался в таком случае «Осирис–Иах» (месяц).
 +
 
 +
=== ''Осирис'' и ''Исида'' в египетских иероглифах ===
 +
Важно отметить, что смысла имён ''Осирис'' и ''Исида'' [[Традиционная хронология|традиционные историки]] не знают, и потеряли всякую надежду это выяснить.
 +
 
 +
Считается, что по–египетски имя ''Осириса'' передаётся следующими иероглифами: Око + Сиденье (трон с высокой спинкой) + Царь (человек с бородой, сидящий на помосте), которого иногда заменяет вымпел на флагштоке. Очевидно, этот Царь (лат. Rex) и есть тот самый ''Ра'', который традиционными историками почитается за верховное божество Древнего Египта. И, тем самым, имя ''Осириса'' прочитывается ребусически (как и указывал [[Морозов, Николай Александрович|''Н.А. Морозов'']] в своём [[«Христос» Н.А. Морозова|«Христе»]]): О—Си—Ра, практически на чисто русском языке, если учесть, что ''Ра'', — это древнее название Волги, — место рождения первых правителей Древнего Египта, согласно [[Новая хронология Фоменко-Носовского|Новой Хронологии]].
 +
 
 +
Имя ''Исида'' аналогично передаётся Сиденьем, к которому иногда прибавляется верхний полукруг (видимо — символ Неба) и сидящая на помосте женщина — Царица. Тем самым, можно предположить, что значение этих иероглифов можно передать как «Царица, Сидящая на Небе».
 +
 
 +
=== ''Осирис'' в европейских сказках ===
 +
История воскрешения ''Осириса'' попала в сказку о фее Миртовой Ветки, записанную ''Джамбатистой Базиле'' в «Сказке сказок», изданной в [[1634]]–[[1636]] г. в Неаполе.
 +
 
 +
=== ''Осирис'' в русских былинах и летописях ===
 +
Греческое имя ''Осирис'' (''Οσιρις'') происходит от греческого слова οσιος — святой, священный, благочестивый. Тем самым, это имя близко по форме древнерусским именам ''Сварог'' и ''Святогор''. Близки они и по содержанию. Так, в былине о ''Святогоре'' и ''Илье Муромце'' рассказано, что богатыри нашли гроб и решили туда лечь по очереди. ''Илье'' гроб был велик, а для ''Святогора'' оказался впору, и крышка захлопнулась. ''Илья'' не смог открыть гроба и тогда ''Святогор'' завещал ему свой меч. Гроб ''Святогора'' в былине был окован железными обручами и назывался «дивной площаницей».
 +
 
 +
В русской рукописи (созданной, вероятно, в XVII в. н.э.) ''«Слово святого Григория Богословца изобретено в толцех о том, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят»'' (кратко именуется «Словом об идолах») ''Осирис'' и ''Исида'' отождествляются с ''Родом'' и ''Рожаницей'':
 +
 
 +
:''«Проклятого же Осирида рожение. мати бо его ражающи оказися. и того створиша богомъ. и требы ему сильны творяху окаяньии. и от техъ извыкоша древле халдеи. и начаша требы творити своима богома. роду. и рожаници. по того рожению.  проклятаго. и сквьрньнаго бога ихъ. осирида того же осирида. скажеть книга лъживая и сквьрньная. срачиньскаго жьрца. моамеда. и бохмита проклятаго. яко нелепым проходомъ проиде. рожаяся. того ради и богомъ его нарекоша.»
 +
 
 +
=== ''Осирис'' в Ветхом Завете ===
 +
''Осирис'' присутствует в Ветхом Завете под именем библейского первосвященника ''Ездры'' (греч. Έσδρας). Его история в Ветхом Завете скудна. О нём написано в ''7—10'' главах «Книги Ездры», а также в ''8'' и ''12'' главах следующей «Книги Неемии», которая в ''Септуагинте'' называлась «Второй книгой Ездры». Но были ещё «Третья книга Ездры» и «Четвёртая книга Ездры», позднее признанные неканоническими.
 +
 
 +
Сообщается, что ''Ездра'' был книжником из Вавилона, который после прекращения ''70''–летнего «вавилонского пленения» иудеев стал первосвященником восстановленного ''Иисусом'' и ''Зоровавелем'' иерусалимского Храма. ''Ездра'' контролировал украшение Храма, выступал против породнения иудеев с иноплеменниками и зачитывал и толковал книгу закона ''Моисеева'' на площади перед Водяными воротами.
 +
 
 +
Апокрифическая «Третья книга Ездры» содержит упрёки ''Ездры'' израильскому народу и апокалиптические пророчества, близкие по содержанию к новозаветному [[Апокалипсис|«Откровению Иоанна Богослова»]].
 +
 
 +
=== ''Осирис'' в Талмуде ===
 +
Здесь ''Осириса'' именуют ''Эзрой'', его религиозные заслуги приравнены к ''Моисеевым''. В Талмуде упомянуто альтернативное мнение о том, что ''Эзра'' не вернулся из Вавилона в Иерусалим, не желая оспаривать место первосвященника у восстановителя Храма ''Иисуса'', сына ''Иоседекова''. ''Эзра'' ввёл в употребление квадратный, ассирийский алфавит. Ему приписывается написание ветхозаветных «Книги Паралипоменон» и «Книги Эзры», а также изобретение еврейского календаря. Сообщается, что он умер в ''120''–летнем возрасте.
 +
 
 +
=== ''Осирис'' в Новом Завете ===
  
 
=== ''Осирис'' в исламе ===
 
=== ''Осирис'' в исламе ===
 +
''Осирис'' присутствует в Коране единожды под именем ''Узайра'', традиционно принимаемого за библейского первосвященника ''Ездру''. Сура Корана 9:30 «Покаяние» сообщает:
 +
 +
:''«Иудеи сказали: «‘Узейр — сын Аллаха», а христиане сказали: «‘Иса — сын Аллаха». Это то, что они говорят своими устами. Они уподобляются безбожникам, что были ранее. Погубит их Аллах! Как же они могут лгать подобным образом в адрес Всевышнего, Который сотворил волею Своей всё и вся, и у Него не было и нет детей?!»
 +
 +
''Узайр'' упоминается в Сунне (священных толкованиях Корана), например, в «Тафсире» сирийского исламского правоведа и историка ''XIV'' в. н.э. ''Имадуддина Абуль–Фида Исмаила ибн Умара ад–Димашки ал-Курайши Ибн Касира'' сообщается:
 +
 +
:''«Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что ‘Абдаллах ибн аз–Зи‘бара пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «Ты утверждаешь, что Аллах ниспослал тебе этот аят: “Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для Геенны, в которую вы войдёте” (21:98 «Пророки»). А я поклонялся солнцу, луне, ангелам, ‘Узайру и ‘Исе ибн Марьям. Все они, значит, в Огне?» Тогда было ниспослано: «А когда приводят в пример сына Марьям, твой народ радостно восклицает. Они говорят: “Наши боги лучше или он?” Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить. Они являются людьми препирающимися!» (43:57–58 «Украшения»). А потом было ниспослано: «А те, кому Мы изначально определили наилучшее, будут отдалены от неё [Геенны] (21:101 «Пророки»)». (цит. по «Муфсидату» Мухаммада Салиха аль–Мунаджида, М.: Эксмо, Умма, [[2015]], с. 295)
 +
 +
''Узайр'' в исламе считается одним из праведников и пророков. Для укрепление в вере о посмертном воскрешении ''Аллах'' забрал его душу и воскресил через сто лет вместе с ослом и всеми сдобными припасами. По воскрешению ''Узайр'' пришёл в Иерусалим, где излечил прикосновением старушку от слепоты и вспомнил забытый израильтянами Таврат Мусы (Тору — Закон Моисеев). Поэтому израильтяне стали почитать ''Узайра'' сыном ''Аллаха''. Но ''Узайр'' отвергал подобное святотатство.
 +
 +
=== ''Осирис'' в буддизме ===
 +
 +
=== ''Осирис'' в [[Новая хронология Фоменко-Носовского|Новой Хронологии]] ===
 +
 +
=== Литература ===
 +
# [[Носовский, Глеб Владимирович|Носовский Г.В.]], [[Фоменко, Анатолий Тимофеевич|Фоменко А.Т.]] ''«Царь Славян»'',— СПб.: Нева, [[2004]], 640 с. ([http://chronologia.org/car_slav/05.html Глава 5. ''Осирис''])
 +
# Бадж, Э.А.У. ''«Древний Египет: духи, идолы, боги»'',— М.: ЗАО Центрполиграф, [[2009]], 478 с.
 
   
 
   
  

Текущая версия на 00:57, 9 марта 2016

Осирис на троне

Осирис — мифический патриарх и царь Древнего Египта, изобретатель земледелия, скотоводства и ремёсел, основатель городов, первый жрец и законодатель. Сын Земли и Неба, брат и муж Изиды, отец Гора, брат Сета (Тифона). Бог подземного мира и загробный судья

Традиционные легенды об Осирисе

В Энциклопедическом словаре Брокгауза (т. XXII (43), 1897) статью об Осирисе написал приват–доцент Петербургского университета египтолог Б.А. Тураев (18681920). Он сообщает, что мифы об Осирисе записаны Плутархом в трактате «De Iside» и «подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифических текстах».

Согласно этим легендам, Осирис, по удалении своих родителей — Земли (бога Кеба) и Неба (богини Нут) — царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и супругой Исидой, с которой он вступил в брак ещё до рождения. Осирис и Исида научили египтян земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строили города, вводили браки, установляли культ. В этом им содействовал бог Тот — олицетворённая премудрость.

Осирис предпринял завоевательный поход в Азию и после победоносного возвращения, его брат и противник Сет вместе с 72 сообщниками, принёс на пир прекрасный сундук и пообещал его тому, на чей рост он придётся. И так удалось заключить в ящик Осириса, а затем бросить его в Нил, который вынес его в Финикийский Библ. Там выросшая эрика (вереск) покрыла его своим стволом, а финикийский царь велел срубить её и сделать одной из подпорок крыши во дворце.

Исида долго искала труп мужа, и наконец явилась в Библ. Она сделалась сначала воспитательницей царевича, а потом открылась царю и выпросила себе ствол дерева с гробом Осириса, который и отнесла в Египет. Но Сет нашёл его и разрубил на 14 частей. Исиде удалось собрать почти всё, и на месте нахождения каждой части она воздвигала гробницу. Поэтому большинство египетских провинций считали себя местом упокоения бога Осириса или одного из его членов. Исидазачала от мёртвого Осириса сына, которого назвала Гором. Когда Гор вырос, он стал воевать с Сетом. Сначала он потерял в битве глаз — волшебное Око Гора, но затем он победил Сета. Отобрав у дяди вырванный глаз, он дал проглотить его мёртвому отцу. Осирис ожил, но не захотел оставаться на земле, и оставив египетский трон сыну Гору, стал царствовать и судить в загробном мире.

Сойдя в царство мёртвых, Осирис сделался богом преисподней и загробным судьей, каковым он выступает в «Книге Мёртвых». Каждый египетский покойник должен был записаться в число его последователей и принять его имя, которое сделалось в этом случае нарицательным. Осирис является добрым началом (отсюда его эпитет «Уннофру» = Онуфрий = «благой») и первым человеком. Миф его объяснял происхождение зла и смерти.

Осирис был введён в круг солнечных божеств, то в виде вчерашнего Солнца, временно побеждённого мраком, то в виде ночного светила — Луны, то в виде верховного божества. В позднейшие времена египетской культуры его почитание сделалось всеобщим и оттесняло другие божества. В честь Осириса происходили во всех храмах мистерии в ноябре и конце декабря. Из животных Осирису были посвящены птица феникс и бык Апис. В форме Сераписа его культ перешел далеко за пределы Египта. Изображался Осирис в виде мумии, с различными головными уборами, с бичом и жезлом в руках. Весьма часты его изображения, заимствованные из 125 главы «Книги Мёртвых» и представляющие бога на троне, в виде загробного судьи — бога Птаха. Как бог Луны, Осирис изображался иногда с её диском на голове и назывался в таком случае «Осирис–Иах» (месяц).

Осирис и Исида в египетских иероглифах

Важно отметить, что смысла имён Осирис и Исида традиционные историки не знают, и потеряли всякую надежду это выяснить.

Считается, что по–египетски имя Осириса передаётся следующими иероглифами: Око + Сиденье (трон с высокой спинкой) + Царь (человек с бородой, сидящий на помосте), которого иногда заменяет вымпел на флагштоке. Очевидно, этот Царь (лат. Rex) и есть тот самый Ра, который традиционными историками почитается за верховное божество Древнего Египта. И, тем самым, имя Осириса прочитывается ребусически (как и указывал Н.А. Морозов в своём «Христе»): О—Си—Ра, практически на чисто русском языке, если учесть, что Ра, — это древнее название Волги, — место рождения первых правителей Древнего Египта, согласно Новой Хронологии.

Имя Исида аналогично передаётся Сиденьем, к которому иногда прибавляется верхний полукруг (видимо — символ Неба) и сидящая на помосте женщина — Царица. Тем самым, можно предположить, что значение этих иероглифов можно передать как «Царица, Сидящая на Небе».

Осирис в европейских сказках

История воскрешения Осириса попала в сказку о фее Миртовой Ветки, записанную Джамбатистой Базиле в «Сказке сказок», изданной в 16341636 г. в Неаполе.

Осирис в русских былинах и летописях

Греческое имя Осирис (Οσιρις) происходит от греческого слова οσιος — святой, священный, благочестивый. Тем самым, это имя близко по форме древнерусским именам Сварог и Святогор. Близки они и по содержанию. Так, в былине о Святогоре и Илье Муромце рассказано, что богатыри нашли гроб и решили туда лечь по очереди. Илье гроб был велик, а для Святогора оказался впору, и крышка захлопнулась. Илья не смог открыть гроба и тогда Святогор завещал ему свой меч. Гроб Святогора в былине был окован железными обручами и назывался «дивной площаницей».

В русской рукописи (созданной, вероятно, в XVII в. н.э.) «Слово святого Григория Богословца изобретено в толцех о том, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят» (кратко именуется «Словом об идолах») Осирис и Исида отождествляются с Родом и Рожаницей:

«Проклятого же Осирида рожение. мати бо его ражающи оказися. и того створиша богомъ. и требы ему сильны творяху окаяньии. и от техъ извыкоша древле халдеи. и начаша требы творити своима богома. роду. и рожаници. по того рожению. проклятаго. и сквьрньнаго бога ихъ. осирида того же осирида. скажеть книга лъживая и сквьрньная. срачиньскаго жьрца. моамеда. и бохмита проклятаго. яко нелепым проходомъ проиде. рожаяся. того ради и богомъ его нарекоша.»

Осирис в Ветхом Завете

Осирис присутствует в Ветхом Завете под именем библейского первосвященника Ездры (греч. Έσδρας). Его история в Ветхом Завете скудна. О нём написано в 7—10 главах «Книги Ездры», а также в 8 и 12 главах следующей «Книги Неемии», которая в Септуагинте называлась «Второй книгой Ездры». Но были ещё «Третья книга Ездры» и «Четвёртая книга Ездры», позднее признанные неканоническими.

Сообщается, что Ездра был книжником из Вавилона, который после прекращения 70–летнего «вавилонского пленения» иудеев стал первосвященником восстановленного Иисусом и Зоровавелем иерусалимского Храма. Ездра контролировал украшение Храма, выступал против породнения иудеев с иноплеменниками и зачитывал и толковал книгу закона Моисеева на площади перед Водяными воротами.

Апокрифическая «Третья книга Ездры» содержит упрёки Ездры израильскому народу и апокалиптические пророчества, близкие по содержанию к новозаветному «Откровению Иоанна Богослова».

Осирис в Талмуде

Здесь Осириса именуют Эзрой, его религиозные заслуги приравнены к Моисеевым. В Талмуде упомянуто альтернативное мнение о том, что Эзра не вернулся из Вавилона в Иерусалим, не желая оспаривать место первосвященника у восстановителя Храма Иисуса, сына Иоседекова. Эзра ввёл в употребление квадратный, ассирийский алфавит. Ему приписывается написание ветхозаветных «Книги Паралипоменон» и «Книги Эзры», а также изобретение еврейского календаря. Сообщается, что он умер в 120–летнем возрасте.

Осирис в Новом Завете

Осирис в исламе

Осирис присутствует в Коране единожды под именем Узайра, традиционно принимаемого за библейского первосвященника Ездру. Сура Корана 9:30 «Покаяние» сообщает:

«Иудеи сказали: «‘Узейр — сын Аллаха», а христиане сказали: «‘Иса — сын Аллаха». Это то, что они говорят своими устами. Они уподобляются безбожникам, что были ранее. Погубит их Аллах! Как же они могут лгать подобным образом в адрес Всевышнего, Который сотворил волею Своей всё и вся, и у Него не было и нет детей?!»

Узайр упоминается в Сунне (священных толкованиях Корана), например, в «Тафсире» сирийского исламского правоведа и историка XIV в. н.э. Имадуддина Абуль–Фида Исмаила ибн Умара ад–Димашки ал-Курайши Ибн Касира сообщается:

«Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что ‘Абдаллах ибн аз–Зи‘бара пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «Ты утверждаешь, что Аллах ниспослал тебе этот аят: “Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для Геенны, в которую вы войдёте” (21:98 «Пророки»). А я поклонялся солнцу, луне, ангелам, ‘Узайру и ‘Исе ибн Марьям. Все они, значит, в Огне?» Тогда было ниспослано: «А когда приводят в пример сына Марьям, твой народ радостно восклицает. Они говорят: “Наши боги лучше или он?” Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить. Они являются людьми препирающимися!» (43:57–58 «Украшения»). А потом было ниспослано: «А те, кому Мы изначально определили наилучшее, будут отдалены от неё [Геенны] (21:101 «Пророки»)». (цит. по «Муфсидату» Мухаммада Салиха аль–Мунаджида, М.: Эксмо, Умма, 2015, с. 295)

Узайр в исламе считается одним из праведников и пророков. Для укрепление в вере о посмертном воскрешении Аллах забрал его душу и воскресил через сто лет вместе с ослом и всеми сдобными припасами. По воскрешению Узайр пришёл в Иерусалим, где излечил прикосновением старушку от слепоты и вспомнил забытый израильтянами Таврат Мусы (Тору — Закон Моисеев). Поэтому израильтяне стали почитать Узайра сыном Аллаха. Но Узайр отвергал подобное святотатство.

Осирис в буддизме

Осирис в Новой Хронологии

Литература

  1. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. «Царь Славян»,— СПб.: Нева, 2004, 640 с. (Глава 5. Осирис)
  2. Бадж, Э.А.У. «Древний Египет: духи, идолы, боги»,— М.: ЗАО Центрполиграф, 2009, 478 с.