Научный метод: различия между версиями
(о логике) |
(→Наука Средневековья) |
||
(не показано 15 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Изображение:Melancholy.jpg|thumb|250px|[[Фоменко, Анатолий Тимофеевич|''А.Т. Фоменко'']] «Меланхолия»]] | [[Изображение:Melancholy.jpg|thumb|250px|[[Фоменко, Анатолий Тимофеевич|''А.Т. Фоменко'']] «Меланхолия»]] | ||
'''Научный метод''' — допустимый путь исследования в [[Наука|науке]], совокупность принятых научным сообществом приёмов для решения поставленных задач познания действительности или обоснования [[Теория|теоретических выводов]]. Слово «метод» произошло из греческого ''μεθοδεια'' — коварство и хитрость, употреблённого в Новом Завете. | '''Научный метод''' — допустимый путь исследования в [[Наука|науке]], совокупность принятых научным сообществом приёмов для решения поставленных задач познания действительности или обоснования [[Теория|теоретических выводов]]. Слово «метод» произошло из греческого ''μεθοδεια'' — коварство и хитрость, употреблённого в Новом Завете. | ||
− | :: ''«Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лутчей всех способ к изысканию правды».'' | + | :: ''«Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лутчей всех способ к изысканию правды».'' Ломоносов М.В. |
=== Эволюция научных методов === | === Эволюция научных методов === | ||
+ | : ''«Наука устанавливает связь между явлениями, стоявшими особняком друг от друга, сводя их к некоторому общему принципу или закону; или же силою своих методов, этим шестым чувством человека, открывает в природе процессы, недоступные нашему непосредственному ощущению».'' (''Умов Н.А.'' «Культурная роль физических наук. Речь, произнесённая при открытии Московского Общества изучения и распространения физических наук, 18 ноября 1912 г.» // ЖРФМО. — [[1991]]. — №1. — С. 9–10) | ||
+ | |||
Научные методы определяются решаемыми задачами и уровнем развития цивилизации. Научный прогресс расширяет горизонты знания и ставит новые задачи, решение которых в свою очередь требует создания более сильного инструментария. | Научные методы определяются решаемыми задачами и уровнем развития цивилизации. Научный прогресс расширяет горизонты знания и ставит новые задачи, решение которых в свою очередь требует создания более сильного инструментария. | ||
Строка 12: | Строка 14: | ||
Следующий этап развития науки совпадает с периодом зарождения и укрепления первых государств. Вряд ли это случилось ранее Х в. н.э. Наука этого времени ставила перед собою задачи идеологические, апологетические, догматические — с целью обоснования божественности власти жрецов и монархов. На место ведуна—одиночки встала вся каста жрецов, как единый организм, — их коллективное мнение стало определять право, мораль и истину. Для формирования ''«соборного»'' мнения понадобились новые средства аргументации. Ими стали канонизированные ''«Писания»'', ''предания'', и мнения ''Святых Отцев'', а также — метод схоластики, опирающийся на логику [[Аристотель|''Аристотеля'']], для их истолкования. Что в свою очередь способствовало фальсификации агиографии и догматики, особенно после возникновения [[Реформация|Реформации]] в конце XV в. | Следующий этап развития науки совпадает с периодом зарождения и укрепления первых государств. Вряд ли это случилось ранее Х в. н.э. Наука этого времени ставила перед собою задачи идеологические, апологетические, догматические — с целью обоснования божественности власти жрецов и монархов. На место ведуна—одиночки встала вся каста жрецов, как единый организм, — их коллективное мнение стало определять право, мораль и истину. Для формирования ''«соборного»'' мнения понадобились новые средства аргументации. Ими стали канонизированные ''«Писания»'', ''предания'', и мнения ''Святых Отцев'', а также — метод схоластики, опирающийся на логику [[Аристотель|''Аристотеля'']], для их истолкования. Что в свою очередь способствовало фальсификации агиографии и догматики, особенно после возникновения [[Реформация|Реформации]] в конце XV в. | ||
− | Первое осмысление научных методов исследования появилось в сборнике | + | Первое осмысление научных методов исследования появилось в сборнике [[Аристотель|''Аристотеля'']] «Органон» (греч. ὄργανον, лат. organum — орудие, инструмент), включавший книги: |
* «Категории» — о классификации всего представляемого | * «Категории» — о классификации всего представляемого | ||
Строка 22: | Строка 24: | ||
Аристотелевский «Органон» был опубликован в составе полного собрания сочинений этого автора — на латинском языке с комментариями ''Аверроэса'' (Венеция, [[1489]]); на греческом [[Мануций, Альдо|''Альдом Мануцием'']] (в 5 томах, Венеция, [[1495]]–[[1498|98]]); в редакции [[Эразм Роттердамский|''Эразма Роттердамского'']] (Базель, [[1531]]); в редакции ''Сильбурга'' (Франкфурт, [[1584]]). | Аристотелевский «Органон» был опубликован в составе полного собрания сочинений этого автора — на латинском языке с комментариями ''Аверроэса'' (Венеция, [[1489]]); на греческом [[Мануций, Альдо|''Альдом Мануцием'']] (в 5 томах, Венеция, [[1495]]–[[1498|98]]); в редакции [[Эразм Роттердамский|''Эразма Роттердамского'']] (Базель, [[1531]]); в редакции ''Сильбурга'' (Франкфурт, [[1584]]). | ||
− | Научный метод [[Аристотель|''Аристотеля'']] применялся не только в богословской схоластике, но распространялся на все научные области: медицину, филологию, физику. Применение его можно посмотреть у [[Валла, Лоренцо|''Лоренцо Валлы'']], когда он доказывает подложность [[Константинов Дар|Константинова Дара]]. Наукой этого периода не решались задачи практические, связанные с изучением законов природы, и потому накопление знаний о природе, из чего впоследствии выросло естествознание, относилось к низменным, вторичным искусствам по отношению к наукам ''«божественным»'' и даже [[Гуманизм|гуманитарным]]. Сам период средневековья имеет нечёткие рамки: начало его теряется в фантомной временной дали [[Традиционная хронология|традиционной истории]], а окончание относят либо к началу ''«Высокого Возрождения»'' (первая половина XV в. н.э.), либо к его окончанию (начало XVI в. н.э.). Можно быть уверенным в том, что распад средневековой схоластической науки начинается в конце XVI в. н.э., а её идейная смерть — к концу ''«эпохи Просвещения»'' XVIII в. н.э. | + | Научный метод [[Аристотель|''Аристотеля'']] применялся не только в богословской схоластике, но распространялся на все научные области: медицину, филологию, физику. Применение его можно посмотреть у [[Валла, Лоренцо|''Лоренцо Валлы'']], когда он доказывает подложность [[Константинов Дар|Константинова Дара]]. Наукой этого периода не решались задачи практические, связанные с изучением законов природы, и потому накопление знаний о природе, из чего впоследствии выросло естествознание, относилось к низменным, вторичным искусствам по отношению к наукам ''«божественным»'' и даже [[Гуманизм|гуманитарным]]. Сам период средневековья имеет нечёткие рамки: начало его теряется в фантомной временной дали [[Традиционная хронология|традиционной истории]], а окончание относят либо к началу ''«Высокого Возрождения»'' (первая половина XV в. н.э.), либо к его окончанию (начало XVI в. н.э.). Можно быть уверенным в том, что распад средневековой схоластической науки начинается в конце XVI в. н.э., а её идейная смерть — к концу ''«эпохи Просвещения»'' XVIII в. н.э. |
==== Наука Нового времени ==== | ==== Наука Нового времени ==== | ||
− | Схоластический метод был неприменим для решения проблем естествознания и математики, поскольку в силу своего логического несовершенства позволял доказывать что угодно (например, — то, что у мухи 8 ног, поскольку так написано у ''Аристотеля''). Серьёзный удар по логике ''Аристотеля'' был нанесён публикацией ''«Начал»'' ''[[Евклид]]а'' [[Ратдольт, Эргард|''Эргардом Ратдольтом'']] в [[1482]] году. В этой книге ''предложения'' (в современной терминологии — «леммы», «теоремы» и «следствия») логически выводятся из ''первичных'' утверждений (сейчас называемых «определениями», «аксиомами» и «постулатами»). Строгие математические рассуждения этой книги означали переворот в научном методе. Падение власти авторитета было обусловлено и первой информационной революцией, связанной с книгопечатанием: к концу XV в. было опубликовано около 100 тыс. ''разных'' книг. Отныне учёные не могли изучить ''все'' книги, разбираться во ''всех'' теориях, и пришло время специализации,— из нужд нарождающейся техники зародилось естествознание: механика и экспериментально-наблюдательная физика. Начиная с [[Галилей, Галилео|''Галилея'']] основным научным методом становился опыт и наблюдение за природой | + | Схоластический метод был неприменим для решения проблем естествознания и математики, поскольку в силу своего логического несовершенства позволял доказывать что угодно (например, — то, что у мухи 8 ног, поскольку так написано у ''Аристотеля''). Серьёзный удар по логике ''Аристотеля'' был нанесён публикацией ''«Начал»'' ''[[Евклид]]а'' [[Ратдольт, Эргард|''Эргардом Ратдольтом'']] в [[1482]] году. В этой книге ''предложения'' (в современной терминологии — «леммы», «теоремы» и «следствия») логически выводятся из ''первичных'' утверждений (сейчас называемых «определениями», «аксиомами» и «постулатами»). Строгие математические рассуждения этой книги означали переворот в научном методе. Падение власти авторитета было обусловлено и первой информационной революцией, связанной с книгопечатанием: к концу XV в. было опубликовано около 100 тыс. ''разных'' книг. Отныне учёные не могли изучить ''все'' книги, разбираться во ''всех'' теориях, и пришло время специализации,— из нужд нарождающейся техники зародилось естествознание: механика и экспериментально-наблюдательная физика. Начиная с [[Галилей, Галилео|''Галилея'']] основным научным методом становился опыт и наблюдение за природой. |
==== Современная наука ==== | ==== Современная наука ==== | ||
− | Период от Высокого [[Возрождение|Возрождения]] до времени Просвещения сопровождался поиском правильных законов научной логики. Решение этой задачи было начато английским математиком | + | Период от Высокого [[Возрождение|Возрождения]] до времени Просвещения сопровождался поиском правильных законов научной логики. Решение этой задачи было начато английским математиком ''Дж. Булем'', изучившим в работе ''«Исследование законов мышления»'' ([[1854]]) правила действия с одноместными предикатами, и завершено американским математиком ''Ч. Пирсом'', создавшим в [[1881]] г. ''«логику отношений»'', а также и ''Г. Фреге'', избретателем ''кванторов'', открывшим в книге ''«Исчисление понятий…»'' ([[1879]]) правила работы с многоместными предикатами (отношениями). С тех пор логика естествознания, как ''формальная математическая логика'', приобрела современный вид. |
− | Надо заметить, что логика естествознания существенно отличается от аристотелевской логики гуманитарных наук. Так, в [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Словаре ''Брокгауза'']], в статье «Доказательства вообще», разделе «Ошибки в доказательствах» утверждается: | + | Надо заметить, что логика естествознания существенно отличается от аристотелевской логики гуманитарных и богословских наук. Так, в [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Словаре ''Брокгауза'']], в статье «Доказательства вообще», разделе «Ошибки в доказательствах» утверждается: |
− | : ''«Если основная мысль ложна, то ложным будет все, что из нее вытекает; эта ошибка называется πρωτον ψεΰδος.»'' (Э. Радлов) | + | : ''«Если основная мысль ложна, то ложным будет все, что из нее вытекает; эта ошибка называется πρωτον ψεΰδος.»'' (''Э. Радлов'') |
− | Но в математической логике из ложных предпосылок могут выводится не только ложные следствия, но и истинные тоже. То есть, сам вывод на основе ''«πρωτον ψεΰδος»'' (начального обмана) является недостоверным | + | Но в математической логике из ложных предпосылок могут выводится не только ложные следствия, но и истинные тоже. То есть, сам вывод на основе ''«πρωτον ψεΰδος»'' (начального обмана) является недостоверным: |
− | + | : ''«Из лжи следует, что угодно.»'' (закон математической логики) | |
− | В настоящее время в естественных науках, помимо экспериментального метода, широко используются как | + | Аристотель в «Первой аналитике» явно соглашается с этим утверждением, но в некоторых своих рассуждениях не следует ему. Эта логическая неопределённость унаследована современной гуманитарной наукой, порою приводя учёных–гуманитариев к ложным логическим заключениям: |
+ | |||
+ | : «''Неправильная фактическая посылка неизбежно ведёт к неправильным выводам.''» (академик ''Ю.А. Поляков'' «Историзмы. Мысли и суждения историка»,— М.: Собрание, [[2007]], 126 с.// цит. по [[Вестник РАН|ВРАН]], No. 1, т. 78, [[2008]], с. 83) | ||
+ | |||
+ | Неевклидовая геометрия [[Лобачевский, Николай Иванович|''Н.И. Лобачевского'']] и открытие ''У. Гамильтоном'' кватернионов привело к развитию метода формального моделирования в математике, а обнаружение в конце XIX в. парадоксов теории множеств породило ''«аксиоматический метод»'' в науке, на который поначалу возлагали большие надежды в связи с первыми успехами ''Б. Рассела'', ''А.Н. Уайтхеда'' и ''Д. Гильберта''. Последовавшие затем результаты ''К. Гёделя'', ''А. Черча'', ''А. Тарского'' подорвали первоначальные надежды на силу формальных аксиоматических методов, с одной стороны породив интуиционистскую и конструктивистскую математику, а с другой — доказав тезис о недедуктивной природе [[Наука|научного знания]] вообще. Вместе с тем возрождение новых формалистических надежд стало связываться с ''теорией категорий'', заложенной ''А. Картаном'', ''С. Эйленбергом'' и ''С. Маклейном''. | ||
+ | |||
+ | В настоящее время в естественных науках, помимо экспериментального метода, широко используются как формально–аксиоматические методы, так и численное моделирование: первые преобладают в фундаментальной науке (например,— в математике и теоретической физике), вторые — в прикладных областях (например, — в медицине и механике). Вместе с изобретением и совершенствованием компьютеров численное моделирование приходит и в «чистую» науку. Но в гуманитарной области науки (в филологии, истории, социологии) зачастую царят догалилеевы схоластические методы, унаследованные от [[Средневековье|средневекового]] богословия. С этим, в основном, и связано массовое неприятие [[Новая хронология Фоменко-Носовского|Новой Хронологии]] учёными гуманитарного профиля, которые по-прежнему отводят естественным наукам вторичную роль по отношению к гуманитарной конвенциальной догматике, выросшей на анонимных девинациях. | ||
=== Методы Новой Хронологии === | === Методы Новой Хронологии === | ||
[[История Новой Хронологии|Новая Хронология]] или, более общо,— ''[[хронология]] научная'' (НХ),— это привнесение методов естественных наук в исконно гуманитарные области знания. Первые систематические исследования в этой области были начаты [[Морозов, Николай Александрович|''Н.А. Морозовым'']] в начале ХХ века, развиты и продожены в 1970–ых годах [[Фоменко, Анатолий Тимофеевич|''А.Т. Фоменко'']], [[Калашников, Владимир Вячеславович|''В.В. Калашниковым'']] и [[Носовский, Глеб Владимирович|''Г.В. Носовским'']]. | [[История Новой Хронологии|Новая Хронология]] или, более общо,— ''[[хронология]] научная'' (НХ),— это привнесение методов естественных наук в исконно гуманитарные области знания. Первые систематические исследования в этой области были начаты [[Морозов, Николай Александрович|''Н.А. Морозовым'']] в начале ХХ века, развиты и продожены в 1970–ых годах [[Фоменко, Анатолий Тимофеевич|''А.Т. Фоменко'']], [[Калашников, Владимир Вячеславович|''В.В. Калашниковым'']] и [[Носовский, Глеб Владимирович|''Г.В. Носовским'']]. | ||
+ | |||
+ | :''«Кажется, мои оппоненты забыли, что расширение известных нам истин стимулирует исследования, укрепляет науку и способствует росту искусств, а вовсе не ведёт к их преуменьшению или разрушению.»'' ([[Галилей, Галилео|''Г. Галилей'']] «Письмо к великой герцогине Кристине», [[1615]]) | ||
==== Открытия ''Н.А. Морозова'' ==== | ==== Открытия ''Н.А. Морозова'' ==== | ||
− | Методы НХ начал разрабатывать [[Морозов, Николай Александрович|''Н.А. Морозов'']],— в систематизированной форме он изложил их в монографии [[«Христос» Н.А. Морозова|''«Христос»'']]. ''Н.А. Морозов'' перечислял семь применяемых методов исследования: | + | Методы НХ начал разрабатывать [[Морозов, Николай Александрович|''Н.А. Морозов'']],— в систематизированной форме он изложил их в монографии [[«Христос» Н.А. Морозова|''«Христос»'']]. ''Н.А. Морозов'' перечислял семь применяемых им методов исследования: |
# ''Астрономический метод'' — для определения времени создания памятников древности, содержащих достаточные астрономические указания в виде планетных сочетаний, солнечных и лунных затмений и появлений комет; | # ''Астрономический метод'' — для определения времени создания памятников древности, содержащих достаточные астрономические указания в виде планетных сочетаний, солнечных и лунных затмений и появлений комет; | ||
# ''Геофизический метод'' — анализирует согласованность историко-культурных сообщений с географическими, геологическими и климатическими условиями местности; | # ''Геофизический метод'' — анализирует согласованность историко-культурных сообщений с географическими, геологическими и климатическими условиями местности; | ||
Строка 59: | Строка 69: | ||
==== Открытия ''А.Т. Фоменко'' и ''Г.В. Носовского'' ==== | ==== Открытия ''А.Т. Фоменко'' и ''Г.В. Носовского'' ==== | ||
− | Исследования ''Н.А. Морозова'' продолжил профессор [[Фоменко, Анатолий Тимофеевич|'' | + | Исследования ''Н.А. Морозова'' продолжил профессор, впоследствии академик [[Российская Академия Наук|РАН]] [[Фоменко, Анатолий Тимофеевич|''А.Т. Фоменко'']], вскоре к нему присоединились [[Калашников, Владимир Вячеславович|''В.В. Калашников'']] и [[Носовский, Глеб Владимирович|''Г.В. Носовский'']]. К методам [[Новая хронология Фоменко-Носовского|НХ]] они добавили следующие: |
− | [[Изображение:Metods 2 1.jpg|right| | + | [[Изображение:Metods 2 1.jpg|right|160px|''А.Т. Фоменко'' "Глобальная хронология", [[2003]]]] |
# математико–статистический ''метод локальных максимумов'' функции объемов исторических текстов для для выяснения их зависимости; | # математико–статистический ''метод локальных максимумов'' функции объемов исторических текстов для для выяснения их зависимости; | ||
# математико–статистический ''метод обнаружения разладки'' для нахождения однородных фрагментов исторических хроник; | # математико–статистический ''метод обнаружения разладки'' для нахождения однородных фрагментов исторических хроник; |
Текущая версия на 10:37, 31 августа 2020
Научный метод — допустимый путь исследования в науке, совокупность принятых научным сообществом приёмов для решения поставленных задач познания действительности или обоснования теоретических выводов. Слово «метод» произошло из греческого μεθοδεια — коварство и хитрость, употреблённого в Новом Завете.
- «Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лутчей всех способ к изысканию правды». Ломоносов М.В.
Содержание
Эволюция научных методов
- «Наука устанавливает связь между явлениями, стоявшими особняком друг от друга, сводя их к некоторому общему принципу или закону; или же силою своих методов, этим шестым чувством человека, открывает в природе процессы, недоступные нашему непосредственному ощущению». (Умов Н.А. «Культурная роль физических наук. Речь, произнесённая при открытии Московского Общества изучения и распространения физических наук, 18 ноября 1912 г.» // ЖРФМО. — 1991. — №1. — С. 9–10)
Научные методы определяются решаемыми задачами и уровнем развития цивилизации. Научный прогресс расширяет горизонты знания и ставит новые задачи, решение которых в свою очередь требует создания более сильного инструментария.
Архаическая протонаука
По-видимому, начальной формой научного знания служил первобытный магизм, остатки которого сохранились во многих религиозных практиках современности, а так же и в народной медицине. Он ставил перед собою задачу укрощения враждебных сил природы. Основным методом для её решения было создание системы ритуальных действий, которые в последующие эпохи трактовались как колдовство и преследовались официальной религией и наукой. К этому периоду относится создание первых знаковых систем, алфавитов, а так же — начало формирования касты жрецов. Основным аргументом в пользу истинности мнений служил авторитет ведуна, старейшины, мудреца.
Наука Средневековья
Следующий этап развития науки совпадает с периодом зарождения и укрепления первых государств. Вряд ли это случилось ранее Х в. н.э. Наука этого времени ставила перед собою задачи идеологические, апологетические, догматические — с целью обоснования божественности власти жрецов и монархов. На место ведуна—одиночки встала вся каста жрецов, как единый организм, — их коллективное мнение стало определять право, мораль и истину. Для формирования «соборного» мнения понадобились новые средства аргументации. Ими стали канонизированные «Писания», предания, и мнения Святых Отцев, а также — метод схоластики, опирающийся на логику Аристотеля, для их истолкования. Что в свою очередь способствовало фальсификации агиографии и догматики, особенно после возникновения Реформации в конце XV в.
Первое осмысление научных методов исследования появилось в сборнике Аристотеля «Органон» (греч. ὄργανον, лат. organum — орудие, инструмент), включавший книги:
- «Категории» — о классификации всего представляемого
- «Первая аналитика» — о теории умозаключений
- «Вторая аналитика» — развитие теории доказательства
- «О доказательствах софистов» — продолжение предыдущей
- «Топика» — теория правдоподобных заключений в ненаучной области знаний
Аристотелевский «Органон» был опубликован в составе полного собрания сочинений этого автора — на латинском языке с комментариями Аверроэса (Венеция, 1489); на греческом Альдом Мануцием (в 5 томах, Венеция, 1495–98); в редакции Эразма Роттердамского (Базель, 1531); в редакции Сильбурга (Франкфурт, 1584).
Научный метод Аристотеля применялся не только в богословской схоластике, но распространялся на все научные области: медицину, филологию, физику. Применение его можно посмотреть у Лоренцо Валлы, когда он доказывает подложность Константинова Дара. Наукой этого периода не решались задачи практические, связанные с изучением законов природы, и потому накопление знаний о природе, из чего впоследствии выросло естествознание, относилось к низменным, вторичным искусствам по отношению к наукам «божественным» и даже гуманитарным. Сам период средневековья имеет нечёткие рамки: начало его теряется в фантомной временной дали традиционной истории, а окончание относят либо к началу «Высокого Возрождения» (первая половина XV в. н.э.), либо к его окончанию (начало XVI в. н.э.). Можно быть уверенным в том, что распад средневековой схоластической науки начинается в конце XVI в. н.э., а её идейная смерть — к концу «эпохи Просвещения» XVIII в. н.э.
Наука Нового времени
Схоластический метод был неприменим для решения проблем естествознания и математики, поскольку в силу своего логического несовершенства позволял доказывать что угодно (например, — то, что у мухи 8 ног, поскольку так написано у Аристотеля). Серьёзный удар по логике Аристотеля был нанесён публикацией «Начал» Евклида Эргардом Ратдольтом в 1482 году. В этой книге предложения (в современной терминологии — «леммы», «теоремы» и «следствия») логически выводятся из первичных утверждений (сейчас называемых «определениями», «аксиомами» и «постулатами»). Строгие математические рассуждения этой книги означали переворот в научном методе. Падение власти авторитета было обусловлено и первой информационной революцией, связанной с книгопечатанием: к концу XV в. было опубликовано около 100 тыс. разных книг. Отныне учёные не могли изучить все книги, разбираться во всех теориях, и пришло время специализации,— из нужд нарождающейся техники зародилось естествознание: механика и экспериментально-наблюдательная физика. Начиная с Галилея основным научным методом становился опыт и наблюдение за природой.
Современная наука
Период от Высокого Возрождения до времени Просвещения сопровождался поиском правильных законов научной логики. Решение этой задачи было начато английским математиком Дж. Булем, изучившим в работе «Исследование законов мышления» (1854) правила действия с одноместными предикатами, и завершено американским математиком Ч. Пирсом, создавшим в 1881 г. «логику отношений», а также и Г. Фреге, избретателем кванторов, открывшим в книге «Исчисление понятий…» (1879) правила работы с многоместными предикатами (отношениями). С тех пор логика естествознания, как формальная математическая логика, приобрела современный вид.
Надо заметить, что логика естествознания существенно отличается от аристотелевской логики гуманитарных и богословских наук. Так, в Словаре Брокгауза, в статье «Доказательства вообще», разделе «Ошибки в доказательствах» утверждается:
- «Если основная мысль ложна, то ложным будет все, что из нее вытекает; эта ошибка называется πρωτον ψεΰδος.» (Э. Радлов)
Но в математической логике из ложных предпосылок могут выводится не только ложные следствия, но и истинные тоже. То есть, сам вывод на основе «πρωτον ψεΰδος» (начального обмана) является недостоверным:
- «Из лжи следует, что угодно.» (закон математической логики)
Аристотель в «Первой аналитике» явно соглашается с этим утверждением, но в некоторых своих рассуждениях не следует ему. Эта логическая неопределённость унаследована современной гуманитарной наукой, порою приводя учёных–гуманитариев к ложным логическим заключениям:
- «Неправильная фактическая посылка неизбежно ведёт к неправильным выводам.» (академик Ю.А. Поляков «Историзмы. Мысли и суждения историка»,— М.: Собрание, 2007, 126 с.// цит. по ВРАН, No. 1, т. 78, 2008, с. 83)
Неевклидовая геометрия Н.И. Лобачевского и открытие У. Гамильтоном кватернионов привело к развитию метода формального моделирования в математике, а обнаружение в конце XIX в. парадоксов теории множеств породило «аксиоматический метод» в науке, на который поначалу возлагали большие надежды в связи с первыми успехами Б. Рассела, А.Н. Уайтхеда и Д. Гильберта. Последовавшие затем результаты К. Гёделя, А. Черча, А. Тарского подорвали первоначальные надежды на силу формальных аксиоматических методов, с одной стороны породив интуиционистскую и конструктивистскую математику, а с другой — доказав тезис о недедуктивной природе научного знания вообще. Вместе с тем возрождение новых формалистических надежд стало связываться с теорией категорий, заложенной А. Картаном, С. Эйленбергом и С. Маклейном.
В настоящее время в естественных науках, помимо экспериментального метода, широко используются как формально–аксиоматические методы, так и численное моделирование: первые преобладают в фундаментальной науке (например,— в математике и теоретической физике), вторые — в прикладных областях (например, — в медицине и механике). Вместе с изобретением и совершенствованием компьютеров численное моделирование приходит и в «чистую» науку. Но в гуманитарной области науки (в филологии, истории, социологии) зачастую царят догалилеевы схоластические методы, унаследованные от средневекового богословия. С этим, в основном, и связано массовое неприятие Новой Хронологии учёными гуманитарного профиля, которые по-прежнему отводят естественным наукам вторичную роль по отношению к гуманитарной конвенциальной догматике, выросшей на анонимных девинациях.
Методы Новой Хронологии
Новая Хронология или, более общо,— хронология научная (НХ),— это привнесение методов естественных наук в исконно гуманитарные области знания. Первые систематические исследования в этой области были начаты Н.А. Морозовым в начале ХХ века, развиты и продожены в 1970–ых годах А.Т. Фоменко, В.В. Калашниковым и Г.В. Носовским.
- «Кажется, мои оппоненты забыли, что расширение известных нам истин стимулирует исследования, укрепляет науку и способствует росту искусств, а вовсе не ведёт к их преуменьшению или разрушению.» (Г. Галилей «Письмо к великой герцогине Кристине», 1615)
Открытия Н.А. Морозова
Методы НХ начал разрабатывать Н.А. Морозов,— в систематизированной форме он изложил их в монографии «Христос». Н.А. Морозов перечислял семь применяемых им методов исследования:
- Астрономический метод — для определения времени создания памятников древности, содержащих достаточные астрономические указания в виде планетных сочетаний, солнечных и лунных затмений и появлений комет;
- Геофизический метод — анализирует согласованность историко-культурных сообщений с географическими, геологическими и климатическими условиями местности;
- Материально–культурный метод — анализирует согласованность историко-культурных сообщений с уровнем развития орудий производства;
- Этно–психологический метод — исследует возможность написания литературных и исторических произведений на заданной стадии моральной и умственной эволюции общества;
- Статистический метод — для сопоставления многократно–повторяющихся явлений с точки зрения теории вероятностей;
- Лингвистический метод, выявляющий смыслы имён и названий, упоминаемых в древней истории;
- Материально-физический метод, изучающий свойства строительных материалов, используемых в древности.
Из результатов применения методов Н.А. Морозова непосредственно следуют важные выводы:
- «принцип непрерывной преемственности человеческой культуры»;
- принципиальная ошибочность традиционной хронологии (ТХ);
- наличие династических дубликатов в ТХ;
- принцип распространения информации — «всякое значительное литературное и научное произведение написано незадолго до своего обнаружения».
Открытия А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского
Исследования Н.А. Морозова продолжил профессор, впоследствии академик РАН А.Т. Фоменко, вскоре к нему присоединились В.В. Калашников и Г.В. Носовский. К методам НХ они добавили следующие:
- математико–статистический метод локальных максимумов функции объемов исторических текстов для для выяснения их зависимости;
- математико–статистический метод обнаружения разладки для нахождения однородных фрагментов исторических хроник;
- математико–статистический метод авторских инвариантов для установления авторства, уточняющий метод Н.А. Морозова;
- математико–статистический метод распознавания и датирования династий правителей и обнаружения дубликатов, усовершенствовавший статистический метод Н.А. Морозова;
- математико–статистический метод анкет-кодов для обнаружения дубликатов;
- аналитический метод упорядочивания и датировки географических карт;
- метод непредвзятого астрономического датирования, развивающий и уточняющий астрономический метод Н.А. Морозова;
Применение этих методов позволило обнаружить полную систему хронологических сдвигов в ТХ. Особенно впечатляющие результаты были получены в отношении Библейской, «Древне»–Египетской, Римской и Русской истории. Первая публикация на эту тему вышла в 1990 году:
- Фоменко А.Т. «Методы статистического анализа нарративных текстов и приложения к хронологии»,— М.: Изд–во МГУ, 1990, 440 стр.
Литература
- Морозов Н.А. «История человеческой культуры в естественно-научном освещении. Христос, в 10–ти томах»,— М.: Крафт+Леан, 1997–2003
- Фоменко А.Т. «Новые экспериментально–статистические методики датирования древних событий и приложения к глобальной хронологии Древнего и Средневекового мира. (Препринт)»,— М.: ГКТР, 1981. Зак. 3672. Лит. от 9/XI 1981 г., No.БО7201, стр. 1–100
- Фоменко А.Т. «Методы статистического анализа нарративных текстов и приложения к хронологии. (Распознавание и датировка зависимых текстов, статистическая древняя хронология, статистика древних астрономических сообщений)»,— М.: МГУ, 1990, 440 с.
- Фоменко А.Т. «Глобальная хронология. (Исследования по истории древнего мира и средних веков. Математические методы анализа источников. Глобальная хронология)»,— М.: изд-во мех-мата МГУ, 1993, 408 с.
- Фоменко А.Т. «Методы математического анализа исторических текстов. Приложения к хронологии»,— М.: Наука, 1996
- Фоменко А.Т. «Методы статистического анализа исторических текстов. Приложения к хронологии. Тома 1–2»,— М.: Крафт+Леан, 1999, 832+908 с.
- Фоменко А.Т. «Методы. Математико–статистические методы датировки. Глобальная хронологическая карта. Отождествления древних и средневековых династий. Троянская война в XIII веке н.э. Рим. Греция. Библия. Основные сдвиги в хронологии. Отражение евангельских событий XII века н.э. в римской истории XI века н.э.)»,— М.: Римис, 2005, 776+480 с.
- Калашников В.В., Носовский Г.В., Фоменко А.Т. «Звезды. Астрономические методы в хронологии. Альмагест Птолемея. Птолемей. Тихо Браге. Коперник. Египетские зодиаки. Том 1–2»,— М.: Римис, 2006, 528+702 сс.
- Юревич А.В. «Теневая наука.ru» // ВРАН, 2006, т. 46, № 3, с. 234–241
См. также
- Наука
- Теория
- История Новой Хронологии
- «Христос» Н.А. Морозова
- Новая Хронология
- «Методы статистического анализа»