Научный метод: различия между версиями
(термин) |
м (→Наука Нового времени) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
==== Наука Нового времени ==== | ==== Наука Нового времени ==== | ||
− | Схоластический метод был неприменим для решения проблем естествознания и математики, поскольку в силу своего логического несовершенства позволял доказывать что угодно (например, — то, что у мухи 8 ног, поскольку так написано у ''Аристотеля''). Серьёзный удар по логике Аристотеля был нанесён публикацией ''«Начал»'' ''[[Евклид]]а'' [[Ратдольт, Эргард|''Эргардом Ратдольтом'']] в [[1482]] | + | Схоластический метод был неприменим для решения проблем естествознания и математики, поскольку в силу своего логического несовершенства позволял доказывать что угодно (например, — то, что у мухи 8 ног, поскольку так написано у ''Аристотеля''). Серьёзный удар по логике ''Аристотеля'' был нанесён публикацией ''«Начал»'' ''[[Евклид]]а'' [[Ратдольт, Эргард|''Эргардом Ратдольтом'']] в [[1482]] году. В этой книге ''предложения'' (в современной терминологии — леммы и теоремы) логически выводятся из первичных утверждений (сейчас называемых определениями, аксиомами и постулатами). Строгие математические рассуждения этой книги означали переворот в научном методе. Падение власти авторитета было обусловлено и первой информационной революцией, связанной с книгопечатанием: к концу XV в. было опубликовано около 100 тыс. ''разных'' книг. Отныне учёные не могли изучить ''все'' книги, разбираться во ''всех'' теориях, и пришло время специализации,— из нужд нарождающейся техники зародилось естествознание: механика и экспериментально-наблюдательная физика. Начиная с [[Галилей, Галилео|''Галилея'']] основным научным методом становился опыт и наблюдение за природой. Можно считать, что начиная с этого времени в науке стал доминировать ''метод проб и ошибок''. |
==== Современная наука ==== | ==== Современная наука ==== |
Версия 21:38, 17 декабря 2008
Научный метод — допустимый путь исследования в науке, совокупность принятых научным сообществом приёмов для решения поставленных задач познания действительности или обоснования теоретических выводов. Слово «метод» произошло из греческого μεθοδεια — коварство и хитрость, употреблённого в Новом Завете.
- «Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лутчей всех способ к изысканию правды». Ломоносов М.В.
Содержание
Эволюция научных методов
Научные методы определяются решаемыми задачами и уровнем развития цивилизации. Научный прогресс расширяет горизонты знания и ставит новые задачи, решение которых в свою очередь требует создания более сильного инструментария.
Архаическая протонаука
По-видимому, начальной формой научного знания служил первобытный магизм, остатки которого сохранились во многих религиозных практиках современности, а так же и в народной медицине. Он ставил перед собою задачу укрощения враждебных сил природы. Основным методом для её решения было создание системы ритуальных действий, которые в последующие эпохи трактовались как колдовство и преследовались официальной религией и наукой. К этому периоду относится создание первых знаковых систем, алфавитов, а так же — начало формирования касты жрецов. Основным аргументом в пользу истинности мнений служил авторитет ведуна, старейшины, мудреца.
Наука Средневековья
Следующий этап развития науки совпадает с периодом зарождения и укрепления первых государств. Вряд ли это случилось ранее Х в. н.э. Наука этого времени ставила перед собою задачи идеологические, апологетические, догматические — с целью обоснования божественности власти жрецов и монархов. На место ведуна—одиночки встала вся каста жрецов, как единый организм, — их коллективное мнение стало определять право, мораль и истину. Для формирования «соборного» мнения понадобились новые средства аргументации. Ими стали канонизированные «Писания», предания, и мнения Святых Отцев, а также — метод схоластики, опирающийся на логику Аристотеля, для их истолкования. Что в свою очередь способствовало фальсификации агиографии и догматики, особенно после возникновения Реформации в конце XV в.
Первое осмысление научных методов исследования появилось в сборнике «Органон» Аристотеля, включавший книги:
- «Категории» — о классификации всего представляемого
- «Первая аналитика» — о теории умозаключений
- «Вторая аналитика» — развитие теории доказательства
- «О доказательствах софистов» — продолжение предыдущей
- «Топика» — теория правдоподобных заключений в ненаучной области знаний
Аристотелевский «Органон» был опубликован в составе полного собрания сочинений этого автора — на латинском языке с комментариями Аверроэса (Венеция, 1489); на греческом Альдом Мануцием (в 5 томах, Венеция, 1495–98); в редакции Эразма Роттердамского (Базель, 1531); в редакции Сильбурга (Франкфурт, 1584).
Научный метод Аристотеля применялся не только в богословской схоластике, но распространялся на все научные области: медицину, филологию, физику. Применение его можно посмотреть у Лоренцо Валлы, когда он доказывает подложность Константинова Дара. Наукой этого периода не решались задачи практические, связанные с изучением законов природы, и потому накопление знаний о природе, из чего впоследствии выросло естествознание, относилось к низменным, вторичным искусствам по отношению к наукам «божественным» и даже гуманитарным. Сам период средневековья имеет нечёткие рамки: начало его теряется в фантомной временной дали традиционной истории, а окончание относят либо к началу «Высокого Возрождения» (первая половина XV в. н.э.), либо к его окончанию (начало XVI в. н.э.). Можно быть уверенным в том, что распад средневековой схоластической науки начинается в конце XVI в. н.э., а её идейная смерть — к концу «эпохи Просвещения» XVIII в. н.э.
Наука Нового времени
Схоластический метод был неприменим для решения проблем естествознания и математики, поскольку в силу своего логического несовершенства позволял доказывать что угодно (например, — то, что у мухи 8 ног, поскольку так написано у Аристотеля). Серьёзный удар по логике Аристотеля был нанесён публикацией «Начал» Евклида Эргардом Ратдольтом в 1482 году. В этой книге предложения (в современной терминологии — леммы и теоремы) логически выводятся из первичных утверждений (сейчас называемых определениями, аксиомами и постулатами). Строгие математические рассуждения этой книги означали переворот в научном методе. Падение власти авторитета было обусловлено и первой информационной революцией, связанной с книгопечатанием: к концу XV в. было опубликовано около 100 тыс. разных книг. Отныне учёные не могли изучить все книги, разбираться во всех теориях, и пришло время специализации,— из нужд нарождающейся техники зародилось естествознание: механика и экспериментально-наблюдательная физика. Начиная с Галилея основным научным методом становился опыт и наблюдение за природой. Можно считать, что начиная с этого времени в науке стал доминировать метод проб и ошибок.
Современная наука
Период от Высокого Возрождения до времени Просвещения сопровождался поиском правильных законов научной логики. Решение этой задачи было начато английским математиком Дж. Булем, изучившим в работе «Исследование законов мышления» (1854) правила действия с одноместными предикатами, и завершено американским математиком Ч. Пирсом, создавшим в 1881 г. «логику отношений», а также и Г. Фреге, избретателем кванторов, открывшим в книге «Исчисление понятий…» (1879) правила работы с многоместными предикатами (отношениями). С тех пор логика естествознания, как формальная математическая логика, приобрела современный вид.
Неевклидовая геометрия Н.И. Лобачевского и открытие У. Гамильтоном кватернионов привело к развитию метода формального моделирования в математике, а обнаружение в конце XIX в. Б. Расселом парадоксов теории множеств Г. Кантора породило «аксиоматический метод» в науке, на который поначалу возлагали большие надежды в связи с первыми успехами Б. Рассела, А.Н. Уайтхеда и Д. Гильберта. Последовавшие затем результаты К. Гёделя, А. Черча, А. Тарского подорвали первоначальные надежды на силу формальных аксиоматических методов, породив интуиционистскую и конструктивистскую математику. Вместе с тем возрождение новых надежд такого рода стало связываться с теорией категорий, заложенной А. Картаном, С. Эйленбергом и С. Маклейном.
В настоящее время в естественных науках, помимо экспериментального метода, широко используются как формально-аксиоматические методы, так и моделирование: первые преобладают в фундаментальной науке (например,— в математике и теоретической физике), вторые — в прикладных областях (например, — в медицине и механике). Вместе с изобретением и совершенствованием компьютеров моделирование приходит и в «чистую» науку. Но в гуманитарной области науки (в филологии, истории, социологии) зачастую царят догалилеевы схоластические методы, унаследованные от средневекового богословия. С этим, в основном, и связано массовое неприятие Новой Хронологии учёными гуманитарного профиля, которые по-прежнему отводят естественным наукам вторичную роль по отношению к гуманитарной конвенциальной догматике.
Методы Новой Хронологии
Новая Хронология или, более общо,— хронология научная (НХ),— это привнесение методов естественных наук в исконно гуманитарные области знания. Первые систематические исследования в этой области были начаты Н.А. Морозовым в начале ХХ века, развиты и продожены в 1970–ых годах А.Т. Фоменко, В.В. Калашниковым и Г.В. Носовским.
Открытия Н.А. Морозова
Методы НХ начал разрабатывать Н.А. Морозов,— в систематизированной форме он изложил их в монографии «Христос». Н.А. Морозов перечислял семь применяемых методов исследования:
- Астрономический метод — для определения времени создания памятников древности, содержащих достаточные астрономические указания в виде планетных сочетаний, солнечных и лунных затмений и появлений комет;
- Геофизический метод — анализирует согласованность историко-культурных сообщений с географическими, геологическими и климатическими условиями местности;
- Материально–культурный метод — анализирует согласованность историко-культурных сообщений с уровнем развития орудий производства;
- Этно–психологический метод — исследует возможность написания литературных и исторических произведений на заданной стадии моральной и умственной эволюции общества;
- Статистический метод — для сопоставления многократно–повторяющихся явлений с точки зрения теории вероятностей;
- Лингвистический метод, выявляющий смыслы имён и названий, упоминаемых в древней истории;
- Материально-физический метод, изучающий свойства строительных материалов, используемых в древности.
Из результатов применения методов Н.А. Морозова непосредственно следуют важные выводы:
- «принцип непрерывной преемственности человеческой культуры»;
- принципиальная ошибочность традиционной хронологии (ТХ);
- наличие династических дубликатов в ТХ;
- принцип распространения информации — «всякое значительное литературное и научное произведение написано незадолго до своего обнаружения».
Открытия А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского
Исследования Н.А. Морозова продолжил профессор Фоменко А.Т., позднее к нему присоединились В.В. Калашников и Г.В. Носовский. К методам НХ они добавили следующие:
- математико–статистический метод локальных максимумов функции объемов исторических текстов для для выяснения их зависимости;
- математико–статистический метод обнаружения разладки для нахождения однородных фрагментов исторических хроник;
- математико–статистический метод авторских инвариантов для установления авторства, уточняющий метод Н.А. Морозова;
- математико–статистический метод распознавания и датирования династий правителей и обнаружения дубликатов, усовершенствовавший статистический метод Н.А. Морозова;
- математико–статистический метод анкет-кодов для обнаружения дубликатов;
- аналитический метод упорядочивания и датировки географических карт;
- метод непредвзятого астрономического датирования, развивающий и уточняющий астрономический метод Н.А. Морозова;
Применение этих методов позволило обнаружить полную систему хронологических сдвигов в ТХ. Особенно впечатляющие результаты были получены в отношении Библейской, «Древне»–Египетской, Римской и Русской истории. Первая публикация на эту тему вышла в 1990 году:
- Фоменко А.Т. «Методы статистического анализа нарративных текстов и приложения к хронологии»,— М.: Изд–во МГУ, 1990, 440 стр.
Литература
- Морозов Н.А. «История человеческой культуры в естественно-научном освещении. Христос, в 10–ти томах»,— М.: Крафт+Леан, 1997–2003
- Фоменко А.Т. «Новые экспериментально–статистические методики датирования древних событий и приложения к глобальной хронологии Древнего и Средневекового мира. (Препринт)»,— М.: ГКТР, 1981. Зак. 3672. Лит. от 9/XI 1981 г., No.БО7201, стр. 1–100
- Фоменко А.Т. «Методы статистического анализа нарративных текстов и приложения к хронологии. (Распознавание и датировка зависимых текстов, статистическая древняя хронология, статистика древних астрономических сообщений)»,— М.: МГУ, 1990, 440 с.
- Фоменко А.Т. «Глобальная хронология. (Исследования по истории древнего мира и средних веков. Математические методы анализа источников. Глобальная хронология)»,— М.: изд-во мех-мата МГУ, 1993, 408 с.
- Фоменко А.Т. «Методы математического анализа исторических текстов. Приложения к хронологии»,— М.: Наука, 1996
- Фоменко А.Т. «Методы статистического анализа исторических текстов. Приложения к хронологии. Тома 1–2»,— М.: Крафт+Леан, 1999, 832+908 с.
- Фоменко А.Т. «Методы. Математико–статистические методы датировки. Глобальная хронологическая карта. Отождествления древних и средневековых династий. Троянская война в XIII веке н.э. Рим. Греция. Библия. Основные сдвиги в хронологии. Отражение евангельских событий XII века н.э. в римской истории XI века н.э.)»,— М.: Римис, 2005, 776+480 с.
- Калашников В.В., Носовский Г.В., Фоменко А.Т. «Звезды. Астрономические методы в хронологии. Альмагест Птолемея. Птолемей. Тихо Браге. Коперник. Египетские зодиаки. Том 1–2»,— М.: Римис, 2006, 528+702 сс.
- Юревич А.В. «Теневая наука.ru» // ВРАН, 2006, т. 46, № 3, с. 234–241
См. также
- Наука
- Теория
- История Новой Хронологии
- «Христос» Н.А. Морозова
- Новая Хронология
- «Методы статистического анализа»