Капитолийская волчица
Капитолийская волчица — бронзовая скульптура высотой 75 см, длиной 114 см, иллюстрирующая мифологический сюжет о Ромуле и Реме, основателях Древнего Рима
итал.— Lupa Capitolina, англ.— Capitoline wolf
Содержание
Мифологические источники
Мать Ромула и Рема — Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба—Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30—летний обет безбрачия. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где в гроте Луперкалии под смоковницей их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные и смоковница стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем встретились с дедом Нумитором, Фаустул рассказал последнему историю близнецов, после чего Нумитор с помощью внуков убил Амулия и вернул себе царское достоинство, а близнецы были восстановлены в своих правах. Позднее Ромул и Рем решили основать город, и Ромул убил своего брата в споре о месте, которое нужно выбрать для нового поселения. Ромул основал город Рому (Рим) на Палатине, и это место стало вскоре приютом окрестных разбойников, над которыми главенствовал Ромул. Не имея достаточно жён, римляне похитили сабинянок во время спортивных состязаний. После недолгой войны с соседними племенами, римляне заключили унию с сабинянами, приняв имя квиринов: в новом народе женщины (сабинянки) имели равные права с мужчинами (римлянами). Ромул правил над ними 37 лет справедливо и кротко, но потом исчез. Подозревали, что его убили римские сенаторы, но Ромул, явившись во сне римлянину Прокулу Юлию, успокоил общественность, сообщив последнему, что улетел на небо, став богом Квирином (сабинянским Марсом), который пользовался всеобщим почитанием.
Мифологические аналогии
Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и литературе. Так — персидский царь Кир Старший (Куруш) был воспитан волчицей. От волков изводят себя некоторые монгольские и кавказские племена. История Ромула и Рема классифицируется как разновидность «близнечного мифа», распространённого среди примитивных народов на всех континентах, исключая Антарктиду.
История скульптуры
Считается, что бронзовая скульптура, получившая наименование Капитолийской волчицы, была создана и установлена в Риме по приказу эдилов Квинта и Огульния Галлов в 296 г. до н.э., на деньги полученные от штрафов. Об этом, в частности, сообщает Тит Ливий в книге, называемой ныне «История Рима от основания города»:
- «В том же году курульные эдилы Гней и Квинт Огульнии привлекли к суду нескольких ростовщиков; (12) их лишили имущества, и на деньги, поступившие в казну, поставили медные пороги на Капитолии и серебряные сосуды на три престола внутри храма Юпитера, а также изваяние Юпитера на колеснице четверней на вершине его храма, а возле Руминальской смоковницы — изображения младенцев — основателей Города у сосцов волчицы, и, наконец, вымостили тесаным камнем дорогу от Капенских ворот до Марсова храма.» (книга Х, 23, 12)
По сообщению современного российского историка и переводчика Г.А. Тароняна, одни историки считают её архаической этрусской работой первой половины V в. до н.э., другие — архаической греческой работой, некоторые — средневековой работой. В Средние века скульптура была потеряна и заново найдена в земле в начале IX века н.э. на северо—западном склоне холма Палатин в Риме. Её разместили в Lateran Palace.
Цицерон писал о позолоченной группе волчицы с Ромулом и Ремом, поражённой молнией. Традиционные историки относят это сообщение к 63 г. до н.э., находя на ней и следы от той молниии.
Плиний Старший в своей «Naturalis Historiae», якобы конца I в. н.э., сообщает о скульптуре из меди:
- «Почитается смоковница, родившаяся в Риме на самом Форуме, в Комиции, так как там путём совершения священного обряда были захоронены молнии, а особенно в память той смоковницы, которая, кормилица Ромула и Рема, первая дала кров в Луперкале этим основателям державы и которая была названа Руминалис, потому что под ней застали волчицу, кормившую младенцев своей румис (так называли сосцы),— это чудесное событие представлено в изображении из меди, которое посвятили рядом,...» (книга XV, глава XX, эпизод 77)
Существуют изображения, относимые к Античности, на которой волчица смотрит на младенцев. На других изображениях она смотрит вперёд.
Известно, что в XV в. (между 1471 и 1509 гг.) были созданы фигуры близнецов Ромула и Рема, которые помещены под скульптуру волчицы. Автором фигур близнецов считают флорентийского скульптора, живописца и ювелира Антонио дель Поллайо (Pollaiulo, (1433—1498).
О месте установки упоминает в хронике X века Бенедикт из Соракта (Benedict of Soracte). Считается, что иногда у этой скульптуры проводились экзекуции. В 1473 по указанию папы Сикста IV скульптура была перенесена в Palazzo dei Conservatori on the Campidoglio. На ксилографии в Mirabilia Urbis Romae (Рим, 1499) она изображена уже с фигурками близнецов.
В настоящее время скульптура находится в Капитолийском музее и по программе консервации, начатой в 1990–е годы, её экспонирование закрыто.
Копии и иные изображения
Большим почитателем скульптуры был итальянский диктатор Бенито Муссолини. Провозгласив себя отцом «Нового Рима», он рассылал копии Капитолийской волчицы. Одна такая копия в 1931 г. была установлена в Эден—Парке в Цинциннатти, США. Другая была отправлена в Рим, штат Джорджия, Третья — в Нью—Йорк. В некоторых городах Италии установлены различные реплики или оригинальные скульптуры (Сиенна, Пиза).
С изображениями Капитолийской волчицы происходят различные странности. Так, в самой скульптурной группе Ромул и Рем сосут второй и четвёртый сосцы с левой стороны. На эмблеме XVII Олимпийских игр в Риме они изображены у первого и четвёртого сосца.
Реконструкция Новой Хронологии
Скульптура Капитолийской волчицы — один из наиболее ярких артефактов так называемой этрусской культуры. Критика традиционных взглядов на историю этрусков и этрусского искусства приведена в 15 главе труда «Империя». В разделе 9 этой главы авторы указывают, что в соответствии с их реконструкцией, изображение Ромула и Рема, сосущих волчицу, не могло появиться ранее XV века:
- «Так что напрасно искусствоведы упорно датируют САМУ ВОЛЧИЦУ пятым веком ДО Н.Э. Она, скорее всего, тоже сделана между 1471 и 1509 годами н.э. Одновременно с фигурками близнецов. А не за две тысячи лет до них.» (Империя, глава 15, раздел 9)
Синусоида Жабинского
По синусоиде Жабинского III в. до н.э. эдилов Огульниев соответствует XV—му веку н.э. Антонио Поллайоло. Тем самым, согласно и этой новой искусствоведческой теории, скульптура Капитолийской Волчицы создана в XV веке.
Новости
17 ноября 2006 года один из ангажированных новостных сайтов России сообщил [1]:
- «Занимаясь с 1997 г. реставрацией бронзовой волчицы, Карруба обратила внимание, что фигура была выплавлена целиком, а не по частям, как то было принято в античные времена. Древние греки, этруски и римляне не владели технологией плавки по воску, она была придумана позднее, в эпоху Каролингов (VIII-IX вв.), когда появилась необходимость в изготовлении крупных предметов, например, колоколов. Античные скульпторы изготовляли металлические статуэтки отдельными фрагментами, а затем соединяли составные части в единое целое.»
23 ноября 2006 года на «Правде.Ру» появилась заметка о Капитолийской волчице с интервью Глеба Владимировича Носовского:
- «На зарубежных сайтах промелькнула информация, что знаменитая Капитолийская волчица, являющаяся символом Рима, была создана не в V веке до нашей эры, а на несколько столетий позже. К такому выводу пришла специалистка по металлургии Анна Мария Карруба , которая занимается реставрацией статуи с 1997 года. Её датировка поразительно совпала с выводами, сделанными ранее творцами «Новой хронологии» Г.В. Носовским и А.Т. Фоменко. ... Корреспондент «Правды.ру» обратился за комментарием к Глебу Носовскому.»
- Г.В. Носовский в своём ответе сообщил:
- «Капитолийская волчица – это средневековое произведение, выполненное не ранее 15 века, но это не значит, что она была создана через много веков после Рождества Христова, поскольку Рождество Христово, согласно вычисленной нами дате, произошло в 1152 году. И нашу эру называть «после Рождества Христова» – неправильно.
- Всякая датировка Капитолийской волчицы не является основной и независимой. Это косвенная датировка. Мы не можем её датировать, потому что у «Волчицы» нет абсолютных датирующих элементов. По технологии – тоже косвенная датировка. Однако есть артефакты, несущие датировку сами по себе. Например, египетские и не только зодиаки, где изображена конкретная историческая дата, которую можно высчитать и предъявить. Старые тексты, содержащие некие астрономические сведения. Вокруг этого много спекуляций, потому что идею объяснить просто, а на самом деле выяснить датировку так, чтобы она была независимой и доказанной, очень сложно. Это самая настоящая математика. Что касается выводов, которые мы делаем из доказанных нами дат, здесь мы вправе вторгаться в любую область.
- Датировка по технологиям не является независимой, потому что она заранее требует определенной шкалы технологии. Все это должно основываться на определенном фундаменте, который мы строим с помощью анализа исторической информации. Такие датировки, как искусствоведческие, по технологиям, они имеют только вспомогательное значение.
- Мы работаем в той дисциплине, в которой мы являемся специалистами – это историческая хронология, область прикладной математики. И те люди, которые устанавливали нынешнюю общепринятую хронологию в 17-м веке, были математиками. Хронология – это даты, извлекаемые из исторической информации, которую нужно обрабатывать, а это дело математики. Это недоразумение, что хронологию отдали в ведение историков, которые просто ею не занимаются, поскольку у них нет ни соответствующего образования, ни соответствующих методов. У них есть определенная шкала – и они берут её как абсолютную истину. На протяжении уже трех столетий это стало пережитком.»