Григорианский календарь

Материал из ChronoWiki
Версия от 20:32, 11 апреля 2009; А. Верёвкин (обсуждение | вклад) (Математическая основа Григорианского календаря)
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Григорианская медаль, якобы 1582 года

Григорианский календарь («новый стиль») — реформированная форма календаря юлианского («старого стиля»), изобретённая в конце XVI века католическими учёными, и к началу XX века принятая почти во всех странах мира. Длина этого года составляет 365,2425 суток — високосными годами считаются те, чей номер от начала эры делится на 4, но те года, чей номер делится на 100, не делясь при этом на 400, високосными годами не считаются. Григорианская реформа привела к существенному изменению годового цикла христианских праздников и поэтому до сих пор не принимается Православной Церковью

История григорианского календаря

Сегодня считается, что «Григорианский календарь», был введён в католических странах в результате реформы Григория XIII (Уго Бонкомпаньи, 1502, Болонья — 1585, Ватикан; папа с 1572 года) в 1582 году, когда день следовавший за 4 октября, согласно папской булле «Inter Gravissimas» от 24 февраля, назван был не 5, а 15 октября и изменены правила определения високосов: в стремлении укоротить длину года, приблизив его к климатическому значению 365,2422 суток, перестали считаться високосными годы, номера которых от Рождества Христова делится на 100, но не делятся на 400 (таковы годы 1700, 1800, 1900, 2100 и т.д.).

Обратная сторона григорианской медали, якобы 1582 года

Идею о календарной реформе будто бы впервые высказал фантомный учёный Средневековья Роджер Бэкон (якобы, 12141294), позднее в начале XIV века это предлагали Констанскому собору кардиналы Пётр д'Альи и Николай Кузанский (якобы, 14011464). Затем папа Сикст IV (14711484) поручил теоретическое обоснование реформы немецкому астроному и математику Иоганну Мюллеру (он же Иоганн Региомонтан, Joannes de Monte Regio, Johannes Germanus, Johannes Francus, Kunisperger и др., 14361476), не успевшему решить эту задачу. Поручение о календарной реформе сформулировал Тридентский собор 15451563 годов.

Автором теоретических основ произведённой реформы считается итальянский учёный Луиджи Лилио (Aloysius Lilio), покойный ко времени принятия реформы брат папского лекаря Антония Лилио, будто бы использовавший для уточнения длины года «Прусские Таблицы» («Tabulae prutenicae coelestium motuum 1551») виттенбергского астронома и сторонника теории Н. Коперника Эразма Рейнгольда (Erasm Reinhold, 15111553). «Духовным отцом» реформы называют учёного–иезуита, богослова, математика и астронома Христофора Шлюсселя, взявшего латинский псевдоним «Клавий» (Christophorus Clavius, 15371612), который был противником теории Н. Коперника.

Иосиф Скалигер был принципиальным противником григорианской реформы. Неканоничность её была будто бы заявлена и на Константинопольском соборе Православной Церкви 1583 года и признаётся неканонической до настоящего времени.

Несмотря на многочисленные утверждения о достоверности даты реформы (24 февраля 1582 года) и даже на папскую буллу с этой датой, имееются свидетельства о том, что реформа была произведена в иное время. Так, электронная «Католическая энциклопедия» утверждает, что Григорианская реформа была проведена в 1578 году:

«No other act of Gregory XIII has gained for him a more lasting fame than his reform of the Julian calendar which was completed and introduced into most Catholic countries in 1578

Г.В. Лейбниц в своей книге комментариев на пророчества Нострадамуса 1714 года сообщает, что Григорианская реформа была проведена в 1580 году:

«Что касается первых двух строк, в которых речь идёт о наступлении в 1580 году весьма странного времени, то имеется в виду календарная реформа, осуществлённая папой Григорием XIII. Григорианский календарь, в 1580 году принятый католическими странами и Голландией, был проигнорирован остальными протестантскими государствами, в том числе Великобританией и островами Северной Америки, которые до сего дня придерживаются Юлианского календаря, введённого первым римским императором Гаем Юлием Цезарем.»

Поэтому есть имеются серьёзные основания считать традиционные исторические представления о времени и смысле Григорианской реформы ошибочными, а документальные свидетельства реформы подделанными в позднейшее время.

Математическая основа Григорианского календаря

Современное значение продолжительности климатического (так называемого — тропического) года принимается равным 365,2422 суток, или 365 дней, 5 часов, 48 минут, 46 секунд. Разложение в цепную дробь даёт:

365,2422 = [365, 4, 7, 1, 3, 4, ...]

Первое приближение к этому значению, 365 суток в традиционной истории считается длиной солнечного древнеегипетского и раннеантичного года, до календарной реформы Юлия Цезаря и Созигена, якобы в 46 или 45 году до н.э. Ими был установлен «Юлианский календарь» с продолжительностью года [365, 4]=365,25 дня: один високосный год в четыре года.

Следующее приближение [365, 4, 7]=365,241379... дня (с 7 високосами на 29 лет), избранное в качестве длительности года, неизвестно, но последующее — [365, 4, 7, 1]=365,(24) дня (с 8 високосами на 33 года) совпадает с легендарным годом Омара Хайяма, изобретённым будто бы в 1080 г. н.э. и то ли принятом в средневековой Персии, то ли забытым сразу же после изобретения.

Григорианский календарь сегодня содержит 365,2425 = 365 + 1/4 – 3/400 суток. Его правило исчисления високосов ложится на Юлианский календарь, объявляя невисокосными годами те, номер которых от «начала н.э.» делится на 100, но не делится на 400. Тем самым, первое изменение юлианской високосности по этому календарю случилось в 1700 г. н.э., через более, чем сто лет после реформы, произошедшей будто бы в 1582 году в католических странах. Вполне вероятно, что изменение в правиле високоса было принято накануне 1700 года.

Математическая основа Григорианской реформы просматривается из даты её проведения 1582 или 1580 годы. Принято считать, что юлианский год опережает тропический на 1 день за 128 лет (более точное значение 10 день за 1282 года):

365,25 – 365,2422 = 0,0078 = 1/128,205...

И именно эти 10 суток смещения вперёд были объявлены Григорианской реформой в 1582 или 1580 году, что, в частности, косвенно свидетельствует о том, что отсчёт истинной Пасхалии XVI веке проводился от 300 г. н.э., а не от 325 г. н.э., как традиционно считается (Скалигеровской даты I Никейского собора, установившего Пасхальные правила).

Новые правила високосности объясняются следующим образом:

[365, 4, 7, 1, 3] = 365 + 31/128 = 365 + 32/128 – 1/128 = 365 + 1/4 – 1/128 = 365,24218...

Дробь 1/128 = 3/384 использовалась для смещения високосов, при этом использовалось приближение 3/384 appr. 3/400. Заметим, что приближение 1/128 = 4/512 appr. 4/500 является более точным, так как 365 + 1/4 – 4/500 = 365,242 ближе к 365,2422, чем григорианское 365 + 1/4 – 3/400 = 365,2425 и даже более точное, чем «Год Хайяма» 365,242424... Но для введения этого более точного приближения было бы удобно сделать 1600 год невисокосным, объявив невисокосными годами те, чей номер от «Рождества Христова» делится на 100, но не делится на 500. Возможно, это не было сделано по двум альтернативным причинам:

  • первоначальный вариант Григорианской реформы не подразумевал изменения юлианских високосов, а только смещение календаря на 10 суток
  • католические реформаторы остереглись объявить о ещё одном дне смещения в 1600 году, поскольку европейцы тогда ещё помнили о недавнем смещении на 10 суток и ещё не успели к нему привыкнуть

Новая Хронология о Григорианской реформе

Историки католических стран в результате реформы и последующей фальсификации её истории перестали знать историю своего календаря. Так, польский учёный Ян Веруш Ковальский в книге «Папы и папство» (Варшава, 1985) сообшает следующие абсурдные сведения:

«Реформа календаря ликвидировала двухнедельное отставание юлианского календаря по отношению к солнечному году. Были введены так называемые високосные годы, когда февраль насчитывает 29 дней.»

Не отстают в своём невежестве и советские историки. Доктор исторических наук И.В. Можейко в книге «Тайны истории» дезинформирует читателя:

«Но постепенно люди стали удивляться — чем дальше, тем больше календарь стал расходиться с действительностью. Пора уже собираться на праздник, а календарь показывает, что до него еще трудиться и трудиться. И дни рождения стали переползать с лета на осень... А уж священникам пришлось совсем трудно. Им же надо было высчитывать разницу между лунными месяцами и юлианским календарем. И тут расхождения росли, как на дрожжах. Календарь оброс поправками, как днище старого корабля ракушками. Наконец под давлением ученых и священников Римский Папа Григорий XIII в 1582 году созвал специалистов, которые высчитали, каковы накопившиеся погрешности, и определили, что нужно сделать, чтобы от них избавиться в будущем. 21 марта 1582 года в христианских странах был официально введен новый календарь. Папа скромно назвал его григорианским. Вы уже догадались, в чью честь? Кстати, когда вводили новый календарь, десять дней пришлось выкинуть, как будто их в истории Земли и не было — так велика оказалась погрешность.»


См. также

Литература

  • Лейбниц Г.В. «Удивительная и необычайная судьба, выпавшая на долю Британской короны, возвещённая величайшим в мире пророком Мишелем Нострадамусом, почившим в 1566 году, изложенная на основании его пророчеств и других собранных свидетельств и документов» // в сб. «Звёздный путь в астрологии»,— М.: НТ–Центр, 1993, 317 с. (стр. 84–136)
  • «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах»,— СПб, 18901907
  • Ковальский Я.В. «Папы и папство»,— М.: ИПЛ, 1991, 236 с.
  • Носовский Г.В. Приложение 2.1.8 «Григорианская реформа календаря», стр. 303–307 в книге Фоменко А.Т. «Глобальная хронология. (Исследования по истории древнего мира и средних веков. Математические методы анализа источников. Глобальная хронология)»,— М.: изд—во мех—мата МГУ, 1993
  • Носовский Г.В., Фоменко А.Т. «Библейская Русь. (Русско–ордынская Империя и Библия. Новая математическая хронология древности). Том 2»,— М.: Факториал, 1998 (приложение 4.1.15 «Григорианская реформа календаря», стр. 456–459)
  • Кир Булычёв «Тайны Истории»,— М.: Дрофа–Плюс, 2007, 848 с.

Ссылки