Ньютон, Исаак

Материал из ChronoWiki
Версия от 01:46, 12 июля 2023; А. Верёвкин (обсуждение | вклад) (Биография)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Newton USSR.gif

Ньютон, Исаак (4 января 1643, Вулсторп — 31 марта 1727, Кенсингтон) — английский учёный и государственный деятель. Первооткрыватель закона всемирного тяготения, один из создателей математического анализа. Критик традиционной хронологии И. Скалигера и Д. Петавиуса

«… я убедился, что либо не следует сообщать ничего нового, либо придётся тратить все силы на защиту своего открытия.» И. Ньютон — Г. Ольденбургу, 1676

Биография

Newton Vietnam.gif

Исаак Ньютон родился в 2 часа ночи 25 декабря (по юлианскому стилю) 1642 года в деревне Вульсторп, графства Линкольншир, в семье неграмотного фермера Исаака Ньютона, которому принадлежало несколько сотен акров лесов и полей и 500 фунтов стерлингов, умершего за 3–4 месяца до рождения сына. Мать великого учёного, Анна Эйскоу, происходила из захудалого дворянского рода. Отчимом Ньютона вскоре стал священник Варнава Смит, которому было 63 года. Довольно скоро Смит произвёл троих детей, и маленького Исаака отдали на попеченье бабушки Марджери Эйскоу. Когда Исааку исполнилось 12 лет, Смит пристроил его учиться в городскую школу г. Грантам, где тот проживал на квартире городского аптекаря Кларка. В школе Ньютон изучал богословие, латинский, греческий и древнееврейские языки, арифметику и начала геометрии, и выдвинулся среди соучеников на одно из первых мест. Он увлекался рисованием и изобретательством. Примерно с 1659года он стал вести дневник, записывая в тетрадку свои мысли, события жизни, прегрешения и английский словарь. Эти тетрадки сохранились до наших дней.

Со времени окончания школы в 1658 году по 1660 год Ньютон помогал вновь овдовевшей матери по торговым делам. По ходатайству начальника грантамской школы Генри Стокса и ректора Эйскоу, дяди Ньютона по матери, 5 июня 1661 года он поступил в Тринити–Колледж Кембриджского университета субсайзером — бесплатным студентом и по совместительству слугой у сотрудников и богатых студентов. 28 апреля 1664 года Ньютон успешно сдал экзамен на схоларха Тринити–Колледжа и ему была назначена стипендия. Позднее ни один из предполагаемых однокурсников Ньютона не сообщал о знакомстве с ним, кроме Джона Уикинса, который жил с Ньютоном в одной комнате. Дружба Ньютона с Уикинсом угасла в 1683 году, когда Уикинс вышел из университетской корпорации и стал священником в какой-то деревне.

Научным руководителем (тьютором) Ньютона был богослов и математик Исаак Барроу, первый «лукасовский» профессор Кембриджского университета, основоположник современного математического анализа. Ньютон помогал ему при издании лекций по оптике. В январе 1665 года Ньютон весьма удовлетворительно сдал экзамены на учёную степень бакалавра, и в связи с эпидемией бубонной чумы уехал в своё поместье, где за год создал свои работы о разложении света, законе всемирного тяготения и о методе флюксий.

В 1667 году Ньютон становится младшим членом Тринити–Колледжа, а в 1668 — старшим, получив степень магистра. В 1669 году он становится профессором физико-математической кафедры Тринити—Колледжа, вторым «лукасовским» профессором математики Кембриджского университета, вместо Исаака Барроу, который стал придворным капелланом Карла II. Университетская стипендия–зарплата Ньютона возросла до 100 фунтов в год.

Ассистент Исаака Ньютона его однофамилец Хамфри Ньютон описал своего профессора, как человека мягкого, сдержанного и радушного, отметил его умеренность в еде, рассеянность и глубокомыслие. Хамфри видел Исаака Ньютона смеющимся лишь однажды — когда его спросили о пользе изучения Евклида. Как лектор, Исаак Ньютон не пользовался популярностью студентов. Известно имя только одного его студента — Сент–Леджера Скрупа, не оставившего после себя никаких следов в истории. Хамфри заметил:

«... к нему приходили очень немногие, притом еще меньшее число понимало его, и зачастую он за недостатком подлинных слушателей словно бы обращался к стенам».

В это время у Ньютона ещё нет ни одной печатной работы — о его высокой научной квалификации известно из устных бесед, из печатных рекомендаций И. Барроу, а также благодаря построенному им телескопу–рефлектору (от латинского слова reflectere — «отражать»), который будучи длиной 6 дюймов (примерно 15.24 см) и диаметром зеркала около дюйма (примерно 2.54 см), давал увеличение как двухметровая труба. Ньютон оставался профессором математики до 1701 года. За изготовление телескопа–рефлектора 11 января 1672 года Ньютон был избран членом (содалом) Лондонского королевского общества. Существуют разные версии — каким был этот телескоп, дюймовым или с радиусом зеркала свыше 2 м,— как написано в книге П.С. Кудрявцева «Исаак Ньютон»:

«Через три года, в 1671 г., Ньютон построил второй телескоп–рефлектор длиной около 120 см, с радиусом зеркала свыше 2 м. Этот телескоп вызвал сенсацию. Он был послан в Лондон, где его смотрел король и члены Королевского общества. Прибор получил единодушное одобрение. 11 января 1672 г. Ньютон был избран членом Лондонского Королевского общества.» (стр. 45)

Предположительно, в этом сообщении отразилась путаница с «двухметровой» трубой, с которой сравнивали миниатюрное изобретение Ньютона. 30 ноября 1703 года Исаак Ньютон стал президентом Лондонского Королевского общества, удержав его от идейного и финансового банкротства. Ньютон занимал пост председателя Общества до конца своей жизни, Ньютона даже называли его «вечным диктатором». Но только благодаря Ньютону Лондонское королевское общество стало законодателем научных мнений в Европе. 25 октября 1714 года Ньютон ходатайствовал об избрании в члены Королевского общества князя А.Д. Меньшикова.

Ньютон перечислил пять областей исследований руководимого им Общества (арифметика и механика; астрономия и оптика; философия животных и анатомия; философия растений; минералогия и химия) и сформулировал цели таким образом:

«Натурфилософия состоит в открытии строения и действий природы, дабы свести их, сколько возможно, к общим правилам или законам, утверждая сии правила через наблюдения и эксперименты, таким образом выводя причины и следствия для вещей и явлений».

После изгнания короля Якова II в 1688 году Исаак Ньютон был избран в учредительный парламент Англии, где представлял интересы Кембриджа до 1690 года. После этого он снова попал в парламент от вигов на полтора года в 1701 году, но отказался участвовать в следующих выборах, заметив:

«Члену парламента необходимо обладать способностью умеренно выражать желание каких–либо действий, дабы не подвергнуться порицанию; лучше сидеть спокойно, ничего не предпринимая».

Научная и общественная жизнь Исаака Ньютона складывалась не без сложностей. В молодости, при тирании Оливера Кромвеля, ему приходилось скрывать свои роялистские и англиканские убеждения; будучи сторонником «вигов», при реставрации Стюартов — выносить угрозы роялистов за выступление против нарушения устава Кембриджского университета Яковом II. Ньютона неоднократно обвиняли в плагиате его лучших идей и работ. Конфликты на тему авторства идей Ньютона затевали Роберт Гук (оспаривал оптику и теорию гравитации), Готфрид Вильгельм Лейбниц (интегро–дифференциальное исчисление), Джон Флемстид (астрономия) — их обвинения позднее повторял академик В.И. Арнольд. Сам Ньютон однажды заметил по поводу своей теории тяготения:

«Гук, возможно, догадывался о различных вещах и строил гипотезы, но только я сумел доказать их».

Известно суждение Лейбница о достижениях Ньютона:

«Если рассматривать математику от начала времён и до времени сэра Исаака, окажется, что больше половины открытий в ней совершил он».
Памятник И. Ньютону в Тринити–Колледже

Основные научные идеи Ньютона оспаривались как при жизни, так и много лет после смерти. Сохранилась критика оптической и гравитационной теорий Ньютона со стороны учёных–иезуитов. Архив с записями Ньютона завистники сожгли вместе с его домом в 1692 году (современные британские историки списывают пожар в доме Ньютона на его пса Даймонда). Некоторые современные враги Новой Хронологии, критикуя хронологические открытия Ньютона, в своём мракобесии доходят до обвинения его в сумасшествии.

Все невзгоды учёного закончились после его участия в важнейшем государственном деле Англии — денежной реформе, которая началась 4 мая 1696 года.

В 1695 году Ньютон получил должность смотрителя Монетного двора с оплатой 500 фунтов в год. Здесь он заведовал перечеканкой всей английской монеты, испорченной фальшивомонетчиками во время предшествовавших общественных потрясений, и за два года привёл в относительный порядок расстроенное монетное дело Англии, выпустив огуртованных серебряных монет на сумму около 7 миллионов фунтов. В этом деле он поначалу консультировался с философом Дж. Локком. Но вскоре их мнения по поводу реформы разошлись, поскольку Ньютон был сторонником облегчения веса серебряного шиллинга, считая, что его высокая фактическая стоимость является причиной массовой переплавки и вывоза английских монет на континент. Именно Ньютон приравнял гинею к 21 шиллингу. В 1698 году Ньютон встретился в Лондоне со странствующим московским царём Петром I. За успешную перечеканку английской монеты в 1699 году Ньютон получил пожизненное звание директора (мастера) Монетного двора и зарабатывал более 1600 фунтов в год. Тогда же он избран иностранным членом Парижской Академии Наук. В 1705 году в здании Тринити–Колледжа он был возведён в дворянское достоинство королевой Анной и стал первым учёным в Англии, награждённым подобным образом.

В конце жизни Ньютон пользовался непререкаемым авторитетом и славой. Занимался богословием и хронологией. Незадолго до смерти Ньютон сжёг большое количество бумаг неизвестного содержания. Скончался в ночь с 20 на 21 марта 1727 года от желчекаменной болезни. Исаак Ньютон оставил состояние в 31821 фунта и обширную библиотеку без завещания. Похоронен в Вестминстерском аббатстве с большими почестями. Сообщают, что на его похоронах присутствовал философ и просветитель Вольтер, много сделавший для популяризации имени Ньютона в Европе. Надгробный мемориал украшен латинской надписью:

«Nam hominem eum fuisse, si dubites, hocce testatur marmor».
(Если вы сомневаетесь, что был такой человек, пусть этот памятник будет тому свидетельством.)

На статуе Ньютона в Тринити–Колледже высечен стих из Лукреция:

«Разумом он превосходил род человеческий».

Облик Ньютона описан несколькими его биографами. Его зять Джон Кондуит сообщил, что жизнь Ньютона представляла собою «сплошную череду трудов, полную терпения, скромности, умеренности, мягкости, человеколюбия, милосердия и благочестия». Он обладал пышной седой шевелюрой и живым пронзительным взором. Напротив, епископ Аттербери написал, что в чертах Ньютона «ни в малейшей степени не отражается всепроникающая мудрость его сочинений, и по своему виду он казался вялым и безжизненным». Историк Томас Хирн сообщил, что Исаак Ньютон был «довольно умеренного роста, постоянно погружен в раздумья, на людях говорил мало и речь его была неблагозвучна». Ньютон имел некоторые вегетарианские привычки, не ел удавленину и пищу из крови. В старости он занимался благотворительностью. Уильям Стакли сообщил, что часто видел Ньютона улыбающимся и смеющимся. В разговоре Ньютон любил отпускать поучительные поговорки. По сообщению священника Захарии Пирса, в последние свои дни Ньютон, без очков и при малом освещении, переписывал «Хронологию древних царств» — зрение у него было хорошее, хотя в молодости Исаак Ньютон был немного близорук.

Прижизненные портреты Исаака Ньютона писали Годфри Неллер, Джеймс Торнхилл, Джон Вандербанк и другие английские художники.

Научные открытия

И. Ньютон «Исправленная хронология Древних царств»

Ученик Исаака Ньютона Абрахам де Муавр сообщил в своих воспоминаниях, что Ньютон заинтересовался геометрией после того, как приобрёл в 1663 г. на Сторбриджской ярмарке книгу по астрологии и пытался в ней разобраться. После этого Ньютон занялся «Началами» Евклида и «Геометрией» Декарта.

Во время эпидемии чумы 166567 годов, в своей родной деревне Ньютон совершил свои наиболее известные открытия: развитие идей Исаака Барроу в области математического анализа, изобретение зеркального телескопа–рефлектора (изготовленного им в 1668 году), открытие закона всемирного тяготения, эксперименты по оптике и разложение белого света.

В 1687 году Ньютон опубликовал свой основной естественно–научный труд «Математические начала натуральной философии» (коротко — «Принципы»), перевернувший традиционные представления о небесной механике. Латинское название монографии «Philosophiae Naturalis Principia Mathematica» было выбрано Ньютоном в противопоставление «Principiae Philosophiae» Рене Декарта и «Началам» Евклида. В этой работе Ньютон опирается на теорию Коперника, опровергающую догматы католического учения о чистилище, и поэтому его «Принципы» были окончательно признаны научным миром только в конце XVIII века, накануне Французской революции.

В 1689 году И. Ньютон встретился с приехавшим из Парижа Христианом Гюйгенсом. Между учёными сложились уважительные отношения, несмотря на противоречия в построенных ими теориях света (Ньютон был сторонником корпускулярной теории, а Гюйгенс — волновой), также следует заметить, что парижский гость не принимал и ньютоновскую теорию тяготения.

Исаак Ньютон был всесторонне образованным учёным своего времени. В его личной библиотеке содержалось 2100 томов, из которых в порядке возрастания количества:

  • 149 — по древней истории
  • 169 — по химии и алхимии
  • 178 — по математике и физике
  • 477 — по богословию
  • 538 — по естествознанию
  • около 600 — прочие темы

Все эти книги внимательно им прочитаны и откомментированны в наиболее интересных для него местах.

Будучи одним из основоположников современной астрономии, И. Ньютон, тем не менее, был убеждённым сторонником астрологии. Занимался он и богословием: принято считать, что он разделял арианские религиозные взгляды или же был социнианином (антитринитарием, отвергавшим первородный грех, его искупление Христом и догмат о Троице).

Свою версию хронологии Исаак Ньютон стал строить в работах «Краткая хроника исторических событий, начиная с первых в Европе до покорения Персии Александром Македонским», и «Правильная хронология древних царств». Отклики современников на его исторические сочинения были отрицательными — построения И. Ньютона были объявлялены «заблуждениями почётного дилетанта». В доказательство этого французским ученым Николаем Фрере была написана книга в защиту хронологии древней истории ("Défense de la chronologie fondée sur les monumens de l’histoire ancienne, contre le systême chronologique de. M. Newton", Paris, 1758). Впоследствии Чезаре Ломброзо назвал эти работы результатами «предсмертного помешательства гения». К концу XIX века о хронологических исследованиях Ньютона вспоминали только как о причудливом факте биографии учёного, развития его хронологические идеи так и не получили.

Легенды и анекдоты

«В юности я думал, что Ньютон разбогател благодаря своим заслугам. Я полагал, что суд и власть Лондона избрали его главою Монетного двора единогласно. Отнюдь. У Исаака Ньютона имелась очаровательная племянница, мадам Кондуит, и она завоевала сердце министра Галифакса. Все эти флюксии и гравитация бесполезны, если у тебя нет хорошенькой племянницы». (Вольтер «Философические письма», Письмо 21, 1765)

Значительность научного вклада Исаака Ньютона, наверное, осознавалась уже его современниками, поэтому описание его личности издавна сопровождается множеством легенд неясного происхождения. Так, сообщают, что Ньютон имел «странный» характер, был замкнут, рассеян, раздражителен, подозрителен, безрадостен. Якобы, по утрам, спустив ноги с кровати, мог часами в неподвижности размышлять над осенившими его идеями. Теории его были настолько сложны для современников, что бытовало мнение, что он сам не понимает содержание своих «Принципов». Происхождение его идей приписывали различным нелепым причинам.

Портрет Ньютона работы Стекелея
  • о яблоке: профессор П.С. Кудрявцев и академик С.И. Вавилов в своих книгах о Ньютоне сообщают, что история с ньютоновым яблоком передана его современником антикваром Уильямом Стекелеем (William Stukeley, 16871765), оставившим следующие воспоминания после встречи с И. Ньютоном:
«После обеда погода была жаркая; мы перешли в сад и пили чай под тенью нескольких яблонь; были только мы вдвоем. Между прочим сэр Исаак сказал мне, что точно в такой же обстановке он находился, когда впервые ему пришла в голову мысль о тяготении. Она была вызвана падением яблока, когда он сидел, погрузившись в думы. Почему яблоко всегда падает отвесно, подумал он про себя, почему не в сторону, а всегда к центру Земли. Должна существовать притягательная сила в материи, сосредоточенная в центре Земли. Если материя так тянет другую материю, то должна существовать пропорциональность ее количеству. Поэтому яблоко притягивает Землю так же, как Земля яблоко. Должна, следовательно, существовать сила, подобная той, которую мы называем тяжестью, простирающаяся по всей вселенной».
Но вместо рассказа Стекелея распространение получила легенда, распространённая будто бы Вольтером, со слов племянницы уже покойного Ньютона Катерины Бартонеё повторил академик В.И. Арнольд в своей популярной книге «Что такое математика».
  • о шиле: якобы, изучая свойства зрения, Ньютон ввёл себе шило в глазную впадину и крутил им «между глазом и костью как можно ближе к глазному дну»,— об этом сообщает британец Билл Брайсон в своей «Краткой истории всего на свете». Он же написал о том, что Ньютон с теми же целями долго смотрел на Солнце, так что почти что ослеп.
  • об алхимии: будто бы в 1936 году британский экономист Джон Мейнард Кейнс приобрёл на аукционе саквояж с рукописями Ньютона и с недоумением обнаружил, что бумаги посвящались опытам по изготовлению драгоценных металлов.
  • о ртути: особенности характера Ньютона объясняли его отравленностью парами ртути — будто бы при анализе пряди волос учёного в 1970 году концентрация ртути в них в 40 раз превысила естественный уровень.
  • об арианстве: будто бы Ньютон, будучи профессором Колледжа Святой Троицы демонстративно придерживался древней арианской ереси, эту Троицу отрицавшую. Это сообщение появилось благодаря истолкованию мнения лондонского епископа Самуила Горслея (S. Horsley, 17331806), выпустившего откомментированное пятитомное собрание сочинений Ньютона в 1785 году. По всей видимости, окончательным видом эта легенда обязана шотландскому физику и сэру Давиду Брюстеру (David Brewster, 17811868), написавшему биографию Ньютона «Life of Sir Isaac Newton» в 1831 году.
  • о сквозняке: любят сообщать, что Ньютон, дважды избранный в парламент от Кембриджского университета, пассивно высиживал его заседания, лишь однажды взяв слово для того, чтобы попросить служителя прикрыть окно.
  • о деньгах: Питер Акройд сообщает, что Ньютон со студенческих времён подрабатывал ростовщичеством среди своих однокашников, и не прекратил это осуждаемое уставом университета занятие, даже будучи профессором Тринити–Колледжа.
  • о религии: Раввин Реувен Куклин сообщает:
«Ньютон написал о вопросах религии больше, чем о проблемах естественных наук. При изучении трудов Ньютона после его смерти было подсчитано, что он написал более 1,400,400 слов на религиозные темы, – больше, чем об алхимии и математике, и даже больше, чем о физике и астрономии.»
  • об оккультизме: В «Утраченном символе» Дэн Браун сообщает:
«В 1936–м были найдены тайные рукописи Исаака Ньютона, потрясшие мир: оказалось, великий учёный увлекался алхимией и мистицизмом. В личных бумагах Ньютона нашли письмо к Роберту Бойлю, где он призывал «храниь строгое молчание» касательно некой открывшейся им тайны. «Об этом нельзя рассказывать,— писал Ньютон,— иначе мы рискуем нанести огромный вред всему человечеству». О значении его слов по сей день велись жаркие споры». (30–я глава)
«... в личной библиотеке этого учёного хранился испещрённый пометками сборник розенкрейцерских манифестов. ... Алхимик, член Лондонского королевского общества, розенкрейцер, а свои самые секретные научные труды он подписывал псевдонимом «Jeova Sanctus Unus»! ... он, как и древние адепты, считал себя равным Богу. ... шестнадцать букв фразы «Jeova Sanctus Unus» при перестановке как раз и дают его имя в латинской транскрипции, так что псевдоним выбран идеально. ... Лэнгдон одну за другой написал шестнадцать букв: Isaacus Neutonuus». (85–я глава)
  • о содомии: Толерантные историки науки в конце XX века придумали Исааку Ньютону пылкого молодого любовника, швейцарского математика Николаса Фатио де Дьюлле, на основе нескольких писем, зачастую — сомнительной достоверности, — примерно такого содержания:
«М–р Ньютон и м–р Галлей потешались над объяснением гравитации, которые предлагал м–р Фатио».
В этом проявляется глубокое непонимание реалий научной и университетской жизни XV—XVIII веков современными историками. Члены университетских советов того времени принимали духовный сан и давали обет безбрачия — этот обычай в Англии сохранился до середины XX века, будучи формально отменённым в 1871 году. Научная коммуникация была наполнена псевдонимами и намёками, защищающими от плагиата, мракобесия и сословных предрассудков. Имя, или точнее прозвище Fatio de Duillier происходит от латинских слов fatuus (глупый, тупой, слабоумный) и duellis (противник). Оно означает «глупого оппонента» — обобщённого или вполне конкретного. Ньютоновский Фатио де Дьюлле аналогичен Симплицию (Простаку) Галилея, в котором современники увидели римского папу Урбана VIII. Фантомный «Глупыш» уже обзавёлся основательной биографией в международной Википедии, приобрёл список научных трудов, членство в Лондонском королевском сообществе и прижизненный портрет, срисованный с молодого Вольтера, тем самым, повторив судьбу многих древних литературных персонажей.
  • о сумасшествии: Временное помутнение рассудка у Исаака Ньютона историки относят к 1693 году. Выводы делаются на основании недавно найденных писем примерно такого содержания:
«Меня весьма беспокоит то волнение, в коем я пребываю. В эти 12 месяцев я ни разу не ел и не спал как подобает, и нет во мне прежней твёрдости мыслей. ... Теперь я должен благоразумно удалиться, прервав всякое знакомство с вами, и более не видать ни вас, ни прочих моих друзей. Ваш смиренный слуга». (к Сэмюэлю Пипсу, 13 сентября 1693)
«Сэр, придерживаясь мнения, что вы прилагали все возможные старания, дабы поссорить меня с женщинами, и иные подобные усилия, я был весьма впечатлён этим, и, когда некто сообщил мне, что вы больны и не оправитесь, я заметил, что было бы лучше, если бы вы и вовсе умерли. Я заклинаю вас простить мне таковую недоброжелательность». (Джону Локку, 1693)
Поражение рассудка Ньютона историки приписывают его интенсивным математическим занятиям, отравлением ртутью и свинцом в алхимических опытах, подавленной сексуальности, увлечением хронологией и теологией.

Труды

И. Ньютон «Обозрение пророчеств Даниила и Апокалипсиса Св. Иоанна», 1733
  • «Quaestiones quaedam Philosophiae» (рукопись, 1664)
  • «De motu corporum in gyrum» (рукопись, 1684)
  • «Philosophiae naturalis principia mathematica» (Кембридж, 1687)
  • «Index Chemicus» (рукопись, 1690)
  • «Praxis» (алхимическая рукопись, 1693)
  • «Solution of two problems proposed by Mr. John Bernoulli» (169697)
  • «Optics or a Treatise of the reflections, refractions, inflections and colours of light» (1704)
  • «Arithmetica universalis, sive de compositione et resolutione arithmetica liber» (1707, 1722)
  • «Analysis per quantitatum series, fluxiones et differentias, cum enumeratione linearum tertii ordinis» (1711)
  • «A general solution of a problem concerning curves, formerly proposed in the Leipzig Acts» (1716)
  • «Methodus differentialis complectens doctrinam describendi curvas ex datis differentiis differentiarum ordinatarum» (1736)
  • «Brevis chronica, a prima rerum in Europa gestarum memoria ad Persidem ab Alexandro Magno in potestatem redactam»
  • «Chronologia veterum regnorum emendata» (1728)
  • «Observations upon the Prophecies of Holy Writ; particularly the Prophecies of Daniel and the Apocalypse of s. John» (1733)
  • «An historical account of two notable corruptions of Scripture. In a letter to a friend»
  • «Opera quae extant omnia; commentariis illusirabat Sam. Horsley» ( Лондон, 177985) — собрание сочинений в 5 томах, критически отредактированное епископом Горслеем

Научная преемственность

Никколо Тарталья   ===>   Остилио Риччи   ===>   Галилео Галилей   ===>   Винченцо Вивиани, Жиль Персонн де Роберваль   ===>   Исаак Барроу, Бенджамин Пуллейн   ===>   Исаак Ньютон   ===>   Эдмунд Галлей, Николас Фацио де Дюйе, Вильям Уистон, Роджер Коутс, Джон Лок, Сэмюэл Кларк и др.   ===>   Роберт Смит   ===>   Уолтер Тейлор   ===>   Стивен Уиссон   ===>   Томас Постлетуэйт   ===>   Томас Джонс   ===>   Адам Седжвик   ===>   Вильям Хопкинс   ===>   Артур Кэли, Джеймс Максвелл и др., и т.д.

Новости

В 1992 году в Кембриджском университете был открыт математический научно–исследовательский институт имени Исаака Ньютона (Isaac Newton Institute for Mathematical Sciences). Его создание финансировали Кембриджские колледжи Св. Иоанна и Троицы, ряд международных научных издательств и благотворительных фондов.

См. также

Российские издания Исаака Ньютона

  • Ньютон И. «Исправленная хронология Древних Царств»,— М.: Римис, 2007, 656 с.
  • Ньютон И. «Хронология Древних Царств»,— М.: Эксмо, 2007, 480 с. (серия: Антология мудрости)
  • Ньютон И. «Математические начала натуральной философии»,— М.: Наука, 1989, 688 с. (переиздана ЛКИ, 2008)
  • Ньютон И. «Лекции по оптике»,— М.: АН СССР, 1946, 296 с.
  • Ньютон И. «Математические работы»,— М.: ГИТТЛ, 1937, 452 с. (переиздана — М.: Либроком, 2012, 462 с.)
  • Ньютон И. «Оптика, или Трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света»,— М.: ГИЗ, 1927, 370 с.
  • Ньютон И. «Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис Святого Иоанна»,— СПб.: Типография Товарищества А.С. Суворина «Новое Время», 1915, 254 с. (переиздана — М.: Либроком, 2012, 250 с.)

Литература об Исааке Ньютоне

  • Акройд П. «Ньютон: Биография»,— М.: Альпина Паблишер, 2017, 208 с.
  • Арнольд В.И. «Гюйгенс и Барроу, Ньютон и Гук — первые шаги математического анализа и теории катастроф, от эвольвент до квазикристаллов»,— М.: Наука, 1989, 96 с. ([1], [2])
  • Вавилов С.И. «Исаак Ньютон»,— М.—Л.: Изд. АН СССР, 1945
  • Карцев В.П. «Ньютон»,— М.: Мол. Гвардия, 1987, 415 с. (ЖЗЛ)
  • Кудрявцев П.С. «Исаак Ньютон». Издание 3–е, дополненное,— М.: УчПедГИз МинПроса РСФСР, 1963, 142 с.
  • Кузнецов Б.Г. «Ньютон»,— М.: Мысль, 1982, 175 с. (Мыслители прошлого)
  • Левенсон Т. «Ньютон и фальшивомонетчик. Как величайший учёный стал сыщиком»,— М.: АСТ: CORPUS, 2013, 416 с.
  • Лурье С.Я. «Ньютон — историк древности» // Сборник статей к трехсотлетию со дня рождения, под редакцией академика С.И. Вавилова,— М.–Л.: Издательство АН СССР, 1943 (в приложении к предыдущей книге)
  • Носовский Г.В. Предисловие к «Исправленной хронологии Древних Царств»,— М.: Римис, 2007, с. 3–10

Ссылки