Петавиус, Дионисий: различия между версиями

Материал из ChronoWiki
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м
(Книги)
 
(не показано 10 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
 
[[Изображение:PetaviusD mini.jpg|200px|thumb|''Дионисий Петавиус'']]
 
[[Изображение:PetaviusD mini.jpg|200px|thumb|''Дионисий Петавиус'']]
'''Дионисий Петавиус''' (''Дионисий Малый, Петавий, Пето, Denis Pétau''; [[1593]]–[[1652]]) — французский католический богослов, учёный–[[Иезуиты|иезуит]], один из основоположников [[Традиционная хронология|традиционной хронологии]], оспариваемой в [[Новая хронология Фоменко-Носовского|Новой Хронологии]] [[Фоменко, Анатолий Тимофеевич|''А.Т. Фоменко'']] и [[Носовский, Глеб Владимирович|''Г.В. Носовского'']], а также в [[Теория|теории]] [[Морозов, Николай Александрович|''Н.А. Морозова'']]
+
'''Дионисий Петавиус''' (''Dionysius Petavius Avrelianensis, Дионисий Малый, Петавий, Пето, Denis Pétau''; [[1593]]–[[1652]]) — французский католический богослов, учёный–[[Иезуиты|иезуит]], один из основоположников [[Традиционная хронология|традиционной хронологии]], оспариваемой в [[Новая хронология Фоменко-Носовского|Новой Хронологии]] [[Фоменко, Анатолий Тимофеевич|''А.Т. Фоменко'']] и [[Носовский, Глеб Владимирович|''Г.В. Носовского'']], а также в [[Теория|теории]] [[Морозов, Николай Александрович|''Н.А. Морозова'']]
  
 
=== Биография ===
 
=== Биография ===
Строка 8: Строка 8:
 
''Дионисий Петавиус'' в первую очередь известен своими богословскими работами в области «позитивной теологии», то есть таковой, которая отрицает всякое критическое, свойственное протестантской культуре отношение к [[История|Священной Истории]] и догматам [[Католическая Церковь|Католической Церкви]]. Такого рода деятельность импонировала ''Петавиусу'' в силу его иезуитского воспитания и занимаемого положения. Но ещё в молодые годы он активно занимался филологией, историей, астрономией (астрологией) и хронологией на тех же методических основаниях.  
 
''Дионисий Петавиус'' в первую очередь известен своими богословскими работами в области «позитивной теологии», то есть таковой, которая отрицает всякое критическое, свойственное протестантской культуре отношение к [[История|Священной Истории]] и догматам [[Католическая Церковь|Католической Церкви]]. Такого рода деятельность импонировала ''Петавиусу'' в силу его иезуитского воспитания и занимаемого положения. Но ещё в молодые годы он активно занимался филологией, историей, астрономией (астрологией) и хронологией на тех же методических основаниях.  
  
 +
[[Изображение:Crater petavius.jpg|thumb|270px|left|Кратер им. ''Д. Петавиуса'']]
 
В области [[Хронология|хронологии]] ''Петавиус'' неудачно дополнил труды протестантского хронолога [[Скалигер, Иосиф Юстус|''И.&nbsp;Скалигера'']]<nowiki></nowiki>: в [[1627]] г. ''Дионисий Петавиус'' предложил расширить христианскую эру за счет лет до рождества Христова (AD — ante Deum) методом обратного отсчета времени назад от «рождества Христова», применив идею обратной нумерации, так — как это делается на географических картах. При этом 1–ому году от РХ непосредственно предшествует 1–ый год до РХ: нулевой год при таком счёте был «пустым» и ему соответствует только «точка отсчёта». Это соответствовало уровню понимания [[арифметика|арифметики]] учёными–гуманитариями XVII в., и опиралось на непонимание смысла отрицательных чисел и нуля, в ту пору уже используемых математиками, а также — на аристотелевский догмат о том, что ''«Природа не терпит пустоты»''. Такой способ счета лет с тех пор укрепился в исторической науке и называется ''историческим'',— он создал некоторые сложности в астрономических и календарных расчётах при переходе через момент начала эры. В научном смысле это изобретение ''Петавиуса'' было бесперспективным шагом по сравнению с методом счёта «юлианских дней» по [[Скалигер, Иосиф Юстус|''Скалигеру'']].
 
В области [[Хронология|хронологии]] ''Петавиус'' неудачно дополнил труды протестантского хронолога [[Скалигер, Иосиф Юстус|''И.&nbsp;Скалигера'']]<nowiki></nowiki>: в [[1627]] г. ''Дионисий Петавиус'' предложил расширить христианскую эру за счет лет до рождества Христова (AD — ante Deum) методом обратного отсчета времени назад от «рождества Христова», применив идею обратной нумерации, так — как это делается на географических картах. При этом 1–ому году от РХ непосредственно предшествует 1–ый год до РХ: нулевой год при таком счёте был «пустым» и ему соответствует только «точка отсчёта». Это соответствовало уровню понимания [[арифметика|арифметики]] учёными–гуманитариями XVII в., и опиралось на непонимание смысла отрицательных чисел и нуля, в ту пору уже используемых математиками, а также — на аристотелевский догмат о том, что ''«Природа не терпит пустоты»''. Такой способ счета лет с тех пор укрепился в исторической науке и называется ''историческим'',— он создал некоторые сложности в астрономических и календарных расчётах при переходе через момент начала эры. В научном смысле это изобретение ''Петавиуса'' было бесперспективным шагом по сравнению с методом счёта «юлианских дней» по [[Скалигер, Иосиф Юстус|''Скалигеру'']].
  
[[Изображение:Crater petavius.jpg|thumb|left|Кратер им. ''Д.&nbsp;Петавиуса'']]
 
 
Авторитетом в области хронологии ''Д.&nbsp;Петавиус'' стал после опубликования в [[1627]] году «Науки о времени» («Opus de doctrina temporum»), дополненной и исправленной в [[1633]] году («Rationarium temporum»), и особенно — после опубликования в [[1635]] году методического пособия по [[Хронология|хронологии]] («La pierre de touche Chronologique»). В этих книгах впервые были опубликованы хронологические таблицы религиозных и светских событий всего мира, с тех пор с небольшими поправками вошедшие в обиход историков и богословов. «Наука о времени» ''Петавиуса'' была построена на принципах «позитивной теологии» и никаких доказательств в ней, кроме ссылок на Святых Отцов, не подразумевалось.
 
Авторитетом в области хронологии ''Д.&nbsp;Петавиус'' стал после опубликования в [[1627]] году «Науки о времени» («Opus de doctrina temporum»), дополненной и исправленной в [[1633]] году («Rationarium temporum»), и особенно — после опубликования в [[1635]] году методического пособия по [[Хронология|хронологии]] («La pierre de touche Chronologique»). В этих книгах впервые были опубликованы хронологические таблицы религиозных и светских событий всего мира, с тех пор с небольшими поправками вошедшие в обиход историков и богословов. «Наука о времени» ''Петавиуса'' была построена на принципах «позитивной теологии» и никаких доказательств в ней, кроме ссылок на Святых Отцов, не подразумевалось.
  
Строка 18: Строка 18:
  
 
=== Реконструкция исторической роли Петавиуса ===
 
=== Реконструкция исторической роли Петавиуса ===
До того как стать [[Иезуиты|иезуитом]], ''Петавиус'' был учеником и младшим другом [[Казобон, Исаак|''Исаака Казобона'']], учёного–эрудита и соратника [[Скалигер, Иосиф Юстус|''Иосифа Скалигера'']] по созданию [[Традиционная хронология|традиционной]] глобальной [[Хронология|хронологии]]. Под руководством ''Казобона'' и с его деятельной помощью ''Дионисий Петавиус'' занимался [[Фальсификация историческая|фальсификацией]] документов поздней [[Античность|античности]], и в результате явился завершителем данного предмета, отразившись в фантомной эпохе под именем ''Дионисия Малого'', хронолога VI века.  
+
До того как стать [[Иезуиты|иезуитом]], ''Петавиус'' был учеником и младшим другом [[Казобон, Исаак|''Исаака Казобона'']], учёного–эрудита и соратника [[Скалигер, Иосиф Юстус|''Иосифа Скалигера'']] по созданию [[Традиционная хронология|традиционной]] глобальной [[Хронология|хронологии]]. ''Дени Пето'' подписывал свои сочинения латинизированным именем ''Dionysius Petavius Avrelianensis'' (''Дионисий Петавиус Орлеанский'', здесь слово «petavius» происходит от латинского слова «petilus» — слабый, хилый, тонкий, скудный, ничтожный). Пока неясно — является ли ''Pétau'' его фамилией или презрительным прозвищем. В современном французском языке нет такого слова, но есть ему фонетически созвучные и по преимуществу оскорбительные:
 +
* ''petit'' — маленький, низкий, слабый, крошка, малыш
 +
* ''pet'' — недомогание, донос, пук
 +
* ''petochard'' — трус
 +
* ''petaud'' — нищий, из устойчивого старинного выражения ''roi Petaud'' — король нищих
 +
* ''petaudiore'' — шумное сборище, кавардак
 +
* ''pete'' — пьяный, чокнутый
 +
* ''peteur'' — бздун
 +
* ''peteux'' — трус, жалкий тип, ничтожество
 +
 
 +
Под руководством ''Казобона'' и с его деятельной помощью ''Дионисий Петавиус'' занимался [[Фальсификация историческая|фальсификацией]] документов поздней [[Античность|античности]], и в результате явился завершителем данного предмета, отразившись в фантомной эпохе под именем ''Дионисия Малого'', хронолога VI века (известного под именем ''Dionysius Exiguus'', от латинского «exiguus» — незначительный, маленький, скудный, худой, слабый).  
  
 
[[Габович, Евгений Яковлевич|''Е.Я. Габович'']] предполагает, что изобретение ''Д.&nbsp;Петавиуса'' счёта лет «до РХ» косвенно доказывает отсутствие в исторической практике того времени и счёта лет «по (после) РХ», поскольку большинство событий Священной Истории в [[Традиционная хронология|традиционой хронологии]] Рождеству Христову предшествуют, и тем самым до изобретения ''Петавиуса'' не могли быть датированы в этой системе.
 
[[Габович, Евгений Яковлевич|''Е.Я. Габович'']] предполагает, что изобретение ''Д.&nbsp;Петавиуса'' счёта лет «до РХ» косвенно доказывает отсутствие в исторической практике того времени и счёта лет «по (после) РХ», поскольку большинство событий Священной Истории в [[Традиционная хронология|традиционой хронологии]] Рождеству Христову предшествуют, и тем самым до изобретения ''Петавиуса'' не могли быть датированы в этой системе.
  
 
=== Труды Дионисия Петавиуса ===
 
=== Труды Дионисия Петавиуса ===
 +
* ''«Synesii episcopi Cyrenensis Opera quae extant omnia, gr. et lat., interprete Dionysio Petavio, et cum ejus notis»'' (иначе, ''«Sunesiou episkopou Kurēnēs apanta tà heuriskómena»''), Paris: Hieronymvm Drovart, [[1612]]
 
* ''«Paraphrasis psalmorum omnium nec non canticorum»'' ([[1627]])
 
* ''«Paraphrasis psalmorum omnium nec non canticorum»'' ([[1627]])
 
* ''«Opus de doctrina temporum»'' ([[1627]])
 
* ''«Opus de doctrina temporum»'' ([[1627]])
Строка 33: Строка 44:
 
* ''«De Tridentini concilii interpretatione et S. Augustini doctrina»'' ([[1649]])
 
* ''«De Tridentini concilii interpretatione et S. Augustini doctrina»'' ([[1649]])
 
* ''«De theologicis dogmatibus»'' ([[1644]]–[[1650]])
 
* ''«De theologicis dogmatibus»'' ([[1644]]–[[1650]])
 +
* ''«The History of the World: or, an Account of Time. Compiled by the Learned Dionysius Petavius, And Continued by Others, To the Year of Our Lord, 1659. Together with A Geographicall Description of Europe, Asia, Africa, and America»'', London ([[1659]])
  
 
=== Литература ===
 
=== Литература ===
 
* Лурье С.Я. ''«Ньютон — историк древности»''//Сборник статей к трехсотлетию со дня рождения, под редакцией академика С.И. Вавилова,—  М.–Л.: Издательство [[Российская академия наук|АН СССР]], [[1943]]
 
* Лурье С.Я. ''«Ньютон — историк древности»''//Сборник статей к трехсотлетию со дня рождения, под редакцией академика С.И. Вавилова,—  М.–Л.: Издательство [[Российская академия наук|АН СССР]], [[1943]]
 
* [[Габович, Евгений Яковлевич|Габович&nbsp;Е.Я.]] ''«История под знаком вопроса»'',— СПб.: ИД Нева, 2005, 480 с. <nowiki>ISBN</nowiki> 5–7654–4398–2
 
* [[Габович, Евгений Яковлевич|Габович&nbsp;Е.Я.]] ''«История под знаком вопроса»'',— СПб.: ИД Нева, 2005, 480 с. <nowiki>ISBN</nowiki> 5–7654–4398–2
 +
 +
=== См. также ===
 +
* [[Арифметика]]
 +
* [[Иезуиты]]
 +
* [[Хронология]]
 +
* [[Традиционная хронология]]
 +
* [[Габович, Евгений Яковлевич]]
 +
* [[Казобон, Исаак]]
 +
* [[Скалигер, Иосиф Юстус]]
 +
 +
== Ссылки ==
 +
* [http://en.wikisource.org/wiki/Catholic_Encyclopedia_(1913)/Denis_Pétau Дионисий Петавиус в Католической Энциклопедии (англ.)]
 +
* [http://www.worldcat.org/search?q=au%3APetau%2C+Denis%2C&qt=hot_author Книги Петавиуса и о нём]
  
 
[[Категория:Словарная статья]]
 
[[Категория:Словарная статья]]

Текущая версия на 08:40, 24 ноября 2012

Дионисий Петавиус

Дионисий Петавиус (Dionysius Petavius Avrelianensis, Дионисий Малый, Петавий, Пето, Denis Pétau; 15931652) — французский католический богослов, учёный–иезуит, один из основоположников традиционной хронологии, оспариваемой в Новой Хронологии А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского, а также в теории Н.А. Морозова

Биография

Дионисий Петавиус родился в Орлеане в 1593 г. (по иным данным — в 1585 или 21 августа 1583 г.), в 19 лет стал профессором философии университета Буржа, и позднее — каноником Орлеанского собора. В 1605 г. он вступил в общество иезуитов. В 1621 г. стал профессором позитивной теологии в Париже. Умер 11 декабря 1652 г. в своей келье колледжа Клермона.

Деяния

Дионисий Петавиус в первую очередь известен своими богословскими работами в области «позитивной теологии», то есть таковой, которая отрицает всякое критическое, свойственное протестантской культуре отношение к Священной Истории и догматам Католической Церкви. Такого рода деятельность импонировала Петавиусу в силу его иезуитского воспитания и занимаемого положения. Но ещё в молодые годы он активно занимался филологией, историей, астрономией (астрологией) и хронологией на тех же методических основаниях.

Кратер им. Д. Петавиуса

В области хронологии Петавиус неудачно дополнил труды протестантского хронолога И. Скалигера: в 1627 г. Дионисий Петавиус предложил расширить христианскую эру за счет лет до рождества Христова (AD — ante Deum) методом обратного отсчета времени назад от «рождества Христова», применив идею обратной нумерации, так — как это делается на географических картах. При этом 1–ому году от РХ непосредственно предшествует 1–ый год до РХ: нулевой год при таком счёте был «пустым» и ему соответствует только «точка отсчёта». Это соответствовало уровню понимания арифметики учёными–гуманитариями XVII в., и опиралось на непонимание смысла отрицательных чисел и нуля, в ту пору уже используемых математиками, а также — на аристотелевский догмат о том, что «Природа не терпит пустоты». Такой способ счета лет с тех пор укрепился в исторической науке и называется историческим,— он создал некоторые сложности в астрономических и календарных расчётах при переходе через момент начала эры. В научном смысле это изобретение Петавиуса было бесперспективным шагом по сравнению с методом счёта «юлианских дней» по Скалигеру.

Авторитетом в области хронологии Д. Петавиус стал после опубликования в 1627 году «Науки о времени» («Opus de doctrina temporum»), дополненной и исправленной в 1633 году («Rationarium temporum»), и особенно — после опубликования в 1635 году методического пособия по хронологии («La pierre de touche Chronologique»). В этих книгах впервые были опубликованы хронологические таблицы религиозных и светских событий всего мира, с тех пор с небольшими поправками вошедшие в обиход историков и богословов. «Наука о времени» Петавиуса была построена на принципах «позитивной теологии» и никаких доказательств в ней, кроме ссылок на Святых Отцов, не подразумевалось.

Дионисия Петавиуса до сих пор принято считать экспертом в области астрономии (на самом деле — астрологии), в сравнении его со многими другими хронологами того времени (в первую очередь — с Иосифом Скалигером). Так, согласно мнению традиционного историка античности С.Я. Лурье, Петавиус датировал поход аргонавтов 37 годом после смерти Соломона «на основании астрономических соображений». Но в данном контексте слово «астрономический» должно быть заменено на «астрологический», поскольку никаких астрономических аргументов, относящихся к Соломону или аргонавтам не существует.

В честь Дионися Петавиуса был назван один из кратеров Луны.

Реконструкция исторической роли Петавиуса

До того как стать иезуитом, Петавиус был учеником и младшим другом Исаака Казобона, учёного–эрудита и соратника Иосифа Скалигера по созданию традиционной глобальной хронологии. Дени Пето подписывал свои сочинения латинизированным именем Dionysius Petavius Avrelianensis (Дионисий Петавиус Орлеанский, здесь слово «petavius» происходит от латинского слова «petilus» — слабый, хилый, тонкий, скудный, ничтожный). Пока неясно — является ли Pétau его фамилией или презрительным прозвищем. В современном французском языке нет такого слова, но есть ему фонетически созвучные и по преимуществу оскорбительные:

  • petit — маленький, низкий, слабый, крошка, малыш
  • pet — недомогание, донос, пук
  • petochard — трус
  • petaud — нищий, из устойчивого старинного выражения roi Petaud — король нищих
  • petaudiore — шумное сборище, кавардак
  • pete — пьяный, чокнутый
  • peteur — бздун
  • peteux — трус, жалкий тип, ничтожество

Под руководством Казобона и с его деятельной помощью Дионисий Петавиус занимался фальсификацией документов поздней античности, и в результате явился завершителем данного предмета, отразившись в фантомной эпохе под именем Дионисия Малого, хронолога VI века (известного под именем Dionysius Exiguus, от латинского «exiguus» — незначительный, маленький, скудный, худой, слабый).

Е.Я. Габович предполагает, что изобретение Д. Петавиуса счёта лет «до РХ» косвенно доказывает отсутствие в исторической практике того времени и счёта лет «по (после) РХ», поскольку большинство событий Священной Истории в традиционой хронологии Рождеству Христову предшествуют, и тем самым до изобретения Петавиуса не могли быть датированы в этой системе.

Труды Дионисия Петавиуса

  • «Synesii episcopi Cyrenensis Opera quae extant omnia, gr. et lat., interprete Dionysio Petavio, et cum ejus notis» (иначе, «Sunesiou episkopou Kurēnēs apanta tà heuriskómena»), Paris: Hieronymvm Drovart, 1612
  • «Paraphrasis psalmorum omnium nec non canticorum» (1627)
  • «Opus de doctrina temporum» (1627)
  • «Uranologion» (1630)
  • «Rationarium temporum» (1633)
  • «La pierre de touche Chronologique» (1635)
  • «De ecclesiastica hierarchia» (1641)
  • «De potestate consecrandi» (1646)
  • «De lege et gratia» (1648)
  • «De Tridentini concilii interpretatione et S. Augustini doctrina» (1649)
  • «De theologicis dogmatibus» (16441650)
  • «The History of the World: or, an Account of Time. Compiled by the Learned Dionysius Petavius, And Continued by Others, To the Year of Our Lord, 1659. Together with A Geographicall Description of Europe, Asia, Africa, and America», London (1659)

Литература

  • Лурье С.Я. «Ньютон — историк древности»//Сборник статей к трехсотлетию со дня рождения, под редакцией академика С.И. Вавилова,— М.–Л.: Издательство АН СССР, 1943
  • Габович Е.Я. «История под знаком вопроса»,— СПб.: ИД Нева, 2005, 480 с. ISBN 5–7654–4398–2

См. также

Ссылки